Массовые открытые онлайн-курсы (mass open on-line courses, MООС) – курсы, предусматривающие открытый доступ к ним через интернет и большое количество участников – одно из последних достижений в области дистанционного обучения.
Согласно данным агрегатора MООС Class Central, в 2016 году число пользователей, которые подписались по крайней мере на один учебный курс, составило 58 млн. Для сравнения, в 2015 году эта цифра составляла 35 млн. Всего в мире насчитывается 41 поставщик МООС.
Количество пользователей, впервые зарегистрировавшихся на МООС в 2016 году, достигло 23 млн., причем четверть регистраций приходится на региональные платформы, которые получают все большее распространение.
Крупнейшим мировым поставщиком МООС является Coursera (США) – 23 млн. пользователей. Далее следуют edX (США) с 10 млн пользователей и XuetangX (Китай) с 6 млн – единственная неанглоязычная платформа из первой пятерки.
FutureLearn из Великобритании и Udacity (США) завершают первую пятерку с 5,3 млн и 4 млн пользователей соответственно.
В минувшем году появилось более 2600 новых курсов, в результате общее количество курсов по всем поставщикам MОСС теперь составляет 6850 из более чем 700 университетов.
В настоящее время происходит медленный процесс переосмысления роли MOOC на мировом рынке интернет-образования. Идет переход в бизнес-модель, которая предусматривает оплату за участие в экзаменах с целью выдачи сертификатов.
Самые популярные МООС курсы:
- бизнес и технологии – 36,7%;
- бизнес и управление – 19,3%;
- информатика и программирование – 17,4%.