Обзор Африка 17-23.10.15

Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.

  1. 26 Всемирная конференция ICDE

На 26-й Всемирной конференции Международного совета по открытому и дистанционному образованию присутствовало 900 делегатов из 67 стран. Мероприятие состоялось в Южной Африке с 14 по 16 октября 2015 г. Тема: «Рост потенциала для  Положения устойчивого дистанционного электронного обучения»

 

  1. Саммит высшего образования: студенческая оплата и университетские преобразования (Южная Африка)

В Дурбане при содействии Durban University of Technology прошел национальный саммит, посвященный острой необходимости трансформации южноафриканских университетов. Ключевой вопрос: реально ли этого добиться без адекватного студенческого финансирования? Конференция сопровождалась выступлениями студентов за бесплатное высшее образование для бедных слоев населения.

Министр высшего образования Blade Nzimande отметил достижения использования Национальной схемы студенческого финансирования как главного инструмента финансовой поддержки бедных студентов.

  1. Сообщество – общее пространство для высшего образования (Восточная Африка)

Межвузовский совет по Восточной Африке (IUCEA) ожидает объявление о Едином высшем образовании восточноафриканского сообщества в этом году, процесс создания которого начался еще в 2005-2006 гг. С таким заявлением выступил на пресс-конференции в Руанде профессор Mayunga Nkunya – исполнительный секретарь IUCEA. Определяющим условием при этом является наличие национальных и региональной систем контроля качества образования.

 

  1. Профессиональные организации могут быть лишены аккредитационной роли (Кения)

 Профессиональные организации могут быть заблокированы от аккредитации образовательных программ в университетах и указанные задачи станут обязанностью исключительно Комиссии по университетскому образованию. Если это будет принято в качестве закона, то 17 профессиональных организаций Кении, в том числе, Совет инженеров и Совет по юридическому образованию, не смогут оказывать никакого влияния на содержание образовательных программ.

 

  1. Преодоление барьеров обучения в интересах целей устойчивого развития

На 26-й Всемирной конференции Международного совета по открытому и дистанционному образованию обсуждали основные сдвиги и вызовы открытого и дистанционного обучения, как это может поддержать вновь принятые цели устойчивого развития тысячелетия.

Профессор Толли Mbwette, бывший президент Африканского совета по дистанционному образованию и бывший вице-канцлер Open University of Tanzania отметил, что новая повестка дня Африканского союза 2063 – дать возможность университетам, особенно дистанционным университетам, выйти далеко за пределы только лишь функции обучения студентов. Открытые и дистанционные университеты должны играть важную роль в воспитании общины. В этом смысле у африканских стран две основные проблемы: отсутствие пропускной способности Интернета и плохого качества. Университетам важно сотрудничать с правительством для предоставления  качественных услуг.

 

  1. Призыв к привлечению африканских студентов

Министра иностранных дел Индонезии призвал университеты привлекать студентов из африканских стран для продолжения образования в Индонезии. Это может укрепить отношения между Индонезией и Африкой, а также поспособствовать интернационализации высшего образования. Из общего числа 909 иностранных студентов, обучающихся в Индонезии, 262 из 32 стран Африки.

 

  1. Африке нужно образование, а не эксплуатация

Коммерческим операторам необходимо удовлетворить «голод» континента по получению степеней, при этом регламентация является ключевым моментом. Важно качество и актуальность образования, гарантии того, что африканские студенты улучшают уровень своей жизни, а не эксплуатируются.

 

  1. Африканские «магазины образования»: рост частных университетов

При расширении высшего образования, создание частных вузов стало «почти определяющим принципом», заявил Adebayo Olukoshi – директор ООН Африканского института экономического развития и планирования, который предупредил, что рост частного сектора подрывает роль университетов в развитии континента. Суть университетов должна лежать в продвижении общественных целей, а не личных интересов. Восстановление истинной миссии позволит высшему образованию вернуть себе роль «в мобилизации граждан, необходимой для возрождения континента».

За последние 25 лет в Тропической Африке происходит значительное расширение негосударственного сектора высшего образования. Его темпы роста значительно превышают темпы распространения государственных университетов. Число частных университетов и колледжей увеличилось с 24 до 468 (из Доклада Мирового банка за 2009 г.). Более половины (53 %), находятся во франкоязычных странах, с наибольшим количеством учреждений в Сенегале (41) и Демократической Республики Конго (39). Далее (34 %) находятся в англоязычных странах, с 79 отдельно в Южной Африке.

Доля африканских студентов, получающих образование в частных вузах, также увеличилась. Но так как большинство из этих учреждений имеют менее 1000 студентов, общественные университеты все еще лидируют по этому показателю. Частные университеты могут играть важную роль в удовлетворении спроса на образовательные услуги, но вряд ли смогут обеспечить знания и навыки для роста конкурентоспособности и развития африканского народа.

Нигерия является одной из тех стран, которая стремится принять меры против частных университетов, работающих нелегально. Национальная университетская комиссия Нигерии в августе опубликовала список из 57 учреждений, которые были закрыты за последнее время. Список таких вузов публикуется постоянно, чтоб удостовериться, что никто не пользуется их услугами.

 

  1. Нарушение академической свободы в Марокко

Очевидное нарушение академической свободы в Марокко, как утверждается, через запрет участия в конференции в Европе историка Maati Monjib. В результате более чем двухнедельной голодовки (в знак протеста против обращения правительства с ним) ученый борется за жизнь в больнице. Это лишь одно частное проявление преследования в целой череде.

В качестве одной из версий, жесткие действия полиции по отношению к ученому обусловлены его активной деятельностью активиста гражданского общества через организацию «Свобода сейчас».

 

  1. Награды за выдающиеся достижения в сфере открытого дистанционного электронного образования

Африканский виртуальный университет, нигерийский лидер высшего образования Olugbemiro Jegede и российская ученая Ирине Смирновой были удостоены важной международной награды, посвященной достижениям в сфере открытого дистанционного образования. Награждение состоялось на Международной конференции в Сан-Сити (Южной Африки).

Африканский виртуальныйуниверситет,был признанза достижениевыдающихся успеховвреализации программэлектронного обученияв 57странах. Несмотря на ограниченные ресурсы и работу с сетью университетов-партнеров, он обучает студентов через культурные и языковые барьеры.

 

По материалам: University World News, Times Higher education