Обзор. Африка 21-25.03.2016

Дайджест составлен специалистом отдела – Юлией Брыло

  1. Высокие показатели школьной успеваемости «давят» на места в университетах (Кения)

Кенийские университеты столкнулись с тяжелым бременем в этом году: регистрацией самого высокого за всю историю количества абитуриентов, претендующих на поступление в университет. Такая активность последовала после значительных улучшений показателей результатов выпускных экзаменов в 2015 г. Доля кандидатов, которые достигли минимального для университетов проходного балла C + выросла с16049 до 165766 человек, составив 32,3%. В 2014 г. из 149,717 кандидатов 67,790 были допущены в государственные университеты на программы, финансируемые правительством. Университеты также принимают студентов на обучение по частным контрактам.

Ограниченное количество мест в государственных университетах преграждает доступ тысяче квалифицированных кандидатов, которые вынуждены искать места частных вузах и колледжах. Расширение государственного университетского сектора отстает от быстро растущего числа студентов, из-за недостаточного государственного финансирования инфраструктуры и дополнительного персонала, в течение многих лет.

  1. Центры передового опыта в сфере электрических сетей запущены

Африканский банк развития предоставил грант в размере € 9,7 млн (US $ 10,8 млн) для новой Африканской сети центров передового опыта в электроэнергетике. Центры были выбраны в четырех африканских странах и будут обучать около 9700 специалистов отрасли. Французское агентство развития вносит свой вклад в размере € 3 млн в Ассоциацию Электроэнергетики Африки, для управления центрами передового опыта, а также подготовки технических и управленческих кадров для энергокомпаний.

 

  1. Университеты растут, но навыки ухудшаются (Кения)

Несмотря на быстрое расширение кенийского высшего образования в последние два десятилетия, университеты не в состоянии произвести трудоспособных выпускников, как результат – сокращение предложения квалифицированной рабочей силы. В докладе Всемирного банка об экономическом положении страны к основным недостаткам деятельности университетов отнесены упор на получение доходов и слабые механизмы обеспечения качества.

В частности, система слаба в формировании актуальных технических навыков и тех навыков, что особенно ценятся работодателями: использование компьютеров, способность решать сложные проблемы и обучаться новым навыкам во время работы.

 

  1. Столкновения в кампусах, падение ранда толкают студентов ЮАР к поискам образования за рубежом (ЮАР)

Ранд ЮАР упал в цене с декабря, но студенты больше чем когда-либо стремятся учиться в университетах за рубежом, так как беспорядки разрушают жизнь в кампусах университетов по всей стране. С октября студенческие протесты были проведены в университетских городках сначала против повышения платы за обучение, а затем из-за аутсорсинговых сотрудников и совсем недавно по вопросу использования африкаанс в качестве языка обучения.

Студенческие протесты, дополненные экономическими проблемами, стимулируют молодежь покидать пределы страны, даже бросать уже начатое университетское образование.

  1. Университет обязали реализовывать план «равенства языков» (ЮАР)

Высшая инстанция Западного Кейпа обязала Stellenbosch University реализовывать план языковой политики, разработанный в 2014 г., согласно которому английский и африкаанс равны в своем статусе. В университете решили не оспаривать постановление, но попросили об отсрочки выполнения плана.

Языковая политика в университетских городках по всей стране является предметом активных дебатов, а также протестов. Протесты из-за языковой политики, в том числе использования африкаанс, в University of Pretoria и University of the Free State уже способствовали краткосрочному закрытию этих учреждений в феврале.

 

  1. Африке нужны уверенные ученые в глобальных партнерствах

Африка нуждается в ученых, которые уверены в себе и способны использовать мощь глобального партнерства, наладить более тесное сотрудничество с политиками и частным сектором. Африка должна сосредоточиться на производстве нового поколения высокопроизводительных, способных к глобальному сотрудничеству ученых для поиска пути решения насущных проблем Африки.

Ключевой проблемой остается растущий дефицит квалифицированных рабочих и исследователей в области STEM – науки, технологии, инженерии и математики. Африка нуждается в ошеломляющем количестве 2,5 млн. инженеров для решения своих самых острых инфраструктурных проблем.

  1. ЮАР располагает средствами, чтобы сделать высшее образование более доступным

Прошлый год был переломным периодом для высшего образования ЮАР. Студенты в большинстве университетов страны протестовали под знаменем #FeesMustFall, некоторые из них призывали к бесплатной системе высшего образования. Уровень участия в системе высшего образования молодежи в возрастной группе 20-24 лет увеличился с 15,4% в 2003 г. до 19,5% в 2013 г.

Расходы ЮАР на университеты являются сравнительно низкими по мировым стандартам. В 2011 г. государственный бюджет для университетов, включая финансирование NSFAS (Схемы финансовой помощи студентам), составил 0,75% (процент от ВВП), что меньше, чем по Африке в целом (0,78%).

Бюджет на 2015-16 финансовый год составляет 0,72% от ВВП, что ниже, чем в 2011 г. Это значительно ниже по сравнению с показателями африканских стран (0,78%), стран ОЭСР (1,21%), остальной части мира (0,84%).

По материалам: University World News, The Pie News