Дайджест составлен специалистом отдела –Юлией Брыло
- Интернационализация высшего образования связана с его качеством (Камбоджа)
В Камбодже функционируют 110 вузов подконтрольных 14 различным министерствам, 44 (т.е. 40%) которых являются государственными. В 2013-2014 гг. около 250,000 студентов было зачислено в учебные заведения. Валовая доля учащихся возросла с 1,4% в 1998 г. до 11,1% в 2008 г., а затем до 15% в 2014 г.
Камбоджийская экономика перешла от базового сельскохозяйственного производства и услуг к более высокому промышленному производству добавленной стоимости. Правительство страны признает необходимость в большем количестве работников с высшим образованием, рассчитывая увеличить доступ и повысить его качество в рамках различных проектов, программ и механизмов.
Одним из способов является постепенная интернационализация высшего образования через развитие онлайн-курсов, студенческой мобильности, создание отраслевых кампусов зарубежных университетов и присутствие иностранного преподавательского состава. В настоящее время приблизительно 1000 камбоджийских студентов получает высшее образование за рубежом, и около 152 иностранных студентов в Камбодже.
- Многие студенты борются за пропитания (Малайзия)
Министр высшего образования страны находится под сильным давлением из-за растущего числа студентов, которые слишком бедны, чтобы правильно питаться, согласно опубликованному в СМИ докладу. Опрос 25,632 студентов в 6 университетах, организованный волонтерской Ассоциацией мусульман Малайзии, свидетельствует, что 96% опрошенных студентов тяготит экономическая ситуация, а 74% не имеют денег на покупку еды. Более половины респондентов может потратить только 1.14 $ в день на питание.
В докладе говорится, что проблема не нова для университетов, но сейчас усугубляется ростом стоимости жизни – Малайзия в настоящее время испытывает серьезный экономический спад и рост инфляции.
- Больше студентов из числа национальных меньшинств в университетах (Китай)
Китайские университеты договорились расширять годовые коэффициенты студентов из числа этнических меньшинств из неспокойного западного региона Синьцзян до 10 000 к 2020 г., по сравнению с показателем текущего года 6800. Договоренность была достигнута на конференции, организованной министерством образования и центральной комиссией по этническим вопросам. Было подписано соглашение 323 колледжами и университетами о наборе большего числа студентов из неспокойных районов.
- Новые государственные комитеты для изменения облика образования (Сингапур)
Формирование двух новых государственных комитетов для определения направленности политики страны в сфере образования в сторону развития квалификации и занятости, является «своевременным шагом». Новые комитеты помогут обеспечить синергию в развитии трудовых ресурсов и навыков.
- Смешанная реакция на решение управлять числом студентов (Вьетнам)
Последний циркуляр Министерства образования и тренинга, в котором устанавливает ограничения на количество студентов-очников в университетах, вызвал споры. Тем не менее, многие эксперты защищают решение. Согласно документу, количество студентов-очников в университетах, входящих в группу VI (здравоохранение) не должно быть выше, чем 8 000. Между тем, эта цифра составляет 5 000 для университетов группы II (школы искусств) и 15000 для остальных групп вузов.
Аналитики предупреждают, что такая схема столкнется с сильной оппозицией учебных заведений, т.к. она влияет на их жизнеспособность.
- Число вьетнамских студентов в США растет
В настоящее время 1,2 млн. иностранных студентов обучается в США, из которых почти 75% поступили на квалификационный уровень бакалавра, магистра или докторские программы. В вузы Калифорнии, Нью-Йорка и Техаса поступило 36% всех студентов. Из них около 919 484 или 77% от общего объема пришли из Азии. Статистика свидетельствует о головокружительном росте числа вьетнамских студентов на всех уровнях образования США. Вьетнам превзошел Японию в общей регистрации: увеличение показателя на 18,9% с июля по ноябрь 2015 г., третье место после Индии (20,7%) и Китай (19,4%).
Вьетнам в настоящее время занимает 6 место среди всех стран-поставщиков студентов – 28,883 учащихся в американских вузах. США превзошли Австралию по численности вьетнамских студентов. В октябре 2015 г. число вьетнамских студентов в Австралии составило 28,524, что на 0,4% меньше по сравнению с предыдущим годом.
- Индийское правительство предлагает открывать индийские технологические институты для иностранных студентов
Иностранным студентам в скором времени, возможно, позволят обучаться в престижных индийских технологических институтах, в соответствии с новым предложением Министерства развития человеческих ресурсов, которое надеется привлечь больше иностранных студентов.
В соответствии с предлагаемой реформой иностранные студенты смогут участвовать в Совместных вступительных экзаменах для университетского уровня подготовки и Высшем инженерном тестировании для поступления в аспирантуру. В настоящее время единственная возможность для иностранных студентов обучаться в индийских технологических вузах – программы культурного обмена, т.к. законодательные изменения 2014 г. исключили их от участия во вступительных экзаменах. Министерство планирует добавить 10 000 мест для иностранных студентов в 18 технологических институтах с ориентацией на Южную Азию, Западную Азию и Африку как ключевые рынки иностранных студентов.
- Изолированные китайские студенты нуждаются в теплом приеме в Австралии
Иностранные студенты составляют треть числа всех студентов австралийских вузов и Китай – основная страна-поставщик. При этом слабым местом образовательного процесса является недостаточный уровень взаимодействия китайских студентов с австралийскими коллегами, его изолированность. Важным стратегическим недостатком международного образования в Австралии выступает плохое освещение механизмов функционирования политической и правовой систем страны. Большинство китайских студентов обучается специальностям в области бизнеса и коммерции, и по возвращению домой не будут иметь достаточного уровня знаний некоторых международно-правовых аспектов.
- В государственных университетах возобновятся занятия (Бангладеш)
После 8 дней забастовки преподавателей 37 государственных университетов из-за «несоответствующей оплаты», занятия возобновятся. Несмотря на это переговоры по оплате труда с чиновниками высшего уровня продолжатся.
- Иран вне санкций, что это значит для высшего образования?
Иран готовится к взлету – свидетельствуют данные инвестиционных возможностей в стране. Решение Ирана «откатить назад» свою ядерную деятельность в обмен на освобождение от санкций уже вызвало золотую лихорадку. Несмотря на санкции Иран остается 18 по величине экономикой в мире.
По последним статистическим данным в Иране 4,5 млн. студентов, из них 60% женщины. По данным ЮНЕСКО уровень набора студентов в вузы страны удвоился за 10 лет. В 2013 г. 58% иранцев в возрасте от 18 до 24 учились в университетах. Правительство поставило цель в 60% к 2025 г. и находится на пути к ее достижению. В целом, иранские родители тратят больше, чем 2,1 млрд. £ на высшее образование своих детей. С отменой санкций, это финансовое обязательство, скорее всего, значительно возрастет, учитывая важность, которую иранцы приписывают образования.
Инфраструктура аспирантского сектора развита очень слабо. Международное сотрудничество может быть наиболее успешным в сфере аспирантуры, считают аналитики, Британский Совет заключил в недавнем исследовании, что иранские аспиранты, все чаще реализуют возможности за рубежом: «В 2024 г. США, по прогнозам, будет лучшим местом из шести отдельных рынков для иранских аспирантов, из которых 11 900 будет учиться в США. Другие сильные потоки иранских аспирантов направятся в Германию (5700), Канаду (2800) и Великобританию (2700)». Эта тенденция объясняется превышением спроса над предложением в самом Иране, что привело к утечке мозгов из страны.
По материалам: University World News, The Pie News, The Age, The daily Star, The Times Higher Education