РЕТРОСПЕКТИВА КИТАЙСКИХ РЕФОРМ В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

В коллектиКитайское высшее образованиевной монографии ученых и экспертов ЮНЕСКО и Международного института образовательного планирования под названием «Управленческие реформы в высшем образовании: исследование институциональной автономии в странах Азии» проведен комплексный анализ реформ в сфере университетского управления в азиатских странах, в том числе, освещен китайский опыт.

Университетская автономия авторами исследования определяется через категории свободы и полномочий, предоставляемых государственными органами власти высшим учебным заведениям, чтобы они в надлежащий способ выполняли свои функции и обеспечивали соответствующий вклад в развитие общества.

Институциональная автономия предусматривает предоставление вузам свободы в принятии решений в различных сферах деятельности без прямого контроля или влияния со стороны исполнительной власти (если иное не предусмотрено законодательно).

В представленном обзоре институциональная автономия касается таких сфер деятельности университетов:

– руководство и управление высшим учебным заведением;

– деятельность в академической сфере (учебные программы, методы обучения, экзамены, исследования и публикации);

– вопросы, связанные с назначением и продвижением академического и административного персонала;

– прием студентов на учебу.

– администрирование и финансирование деятельности вузов.

Отдельное внимание в обзоре уделяется историческому процессу реформирования сферы высшего образования в Китае.

Авторы исследования делают вывод, что высшее образование в Китае в результате своего реформирования избавилось от признаков жесткой контролируемости со стороны правительства и сейчас представляет собой некий промежуточный образец патерналистской модели, когда государство является своеобразным супервайзер (надзирателем). В этой системе университеты обладают достаточным уровнем автономии в академической, финансовой, управленческой сферах.

Подобного рода модель институциональной автономии эксперты часто называют «полунезависимостью» вузов – когда высшему образованию в целом присущ значительный уровень децентрализации, его воспроизведение происходит на рыночных принципах, однако довольно весомыми остаются полномочия центрального правительства и местных органов власти по общему надзору и обеспечению надлежащего качества образования.

  С оригиналом публикации можно ознакомитьсяGovernance reforms in higher education: A study of institutional autonomy in Asian countries / Edited by N.V. Varghese and Michaela Martin

 

Источник информации:

http://www.edu-trends.info/china-reforms-institutional-autonomy/