В мае 2016 года в Лиссабоне состоялась Конференция IREG-8 (IREG – International Ranking Expert Group – Международная экспертная группа по рейтингам). Главной темой конференции были рейтинги и интернационализация: “University Rankings and International Academic Relations – a Bridging Tool or a Hindrance?”
Основные глобальные рейтинги играют ключевую роль в международной конкуренции в сфере высшего образования, поскольку их показатели важны при позиционировании высших учебных заведений. Кроме того, рейтинги, через систему своих показателей, влияют на оценку и реализацию политики интернационализации, проводимой университетами и правительствами.
По мнению участника конференции Ханса де Витта, директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (США), существуют риски получить проблемные последствия, вытекающие из рейтингов и их международных показателей.
Рейтинг интернационализации определяется количеством иностранных студентов, преподавателей и ученых, а также публикаций, написанных в соавторстве с иностранными авторами. В рейтинге THE международная составляющая имеет 7,5%, в рейтинге QS – 10%.
Проблема состоит в том, что показатели интернационализации в рейтингах не имеют четких и общепринятых определений. Кроме того, они являются лишь количественными. Если согласиться с тем, что интернационализация это не самоцель, а средство повышения качества образования, научных исследований и обслуживания, улучшение этих трех отдельных количественных показателей в международных рейтингах может привести к обратному результату.
Университеты, в своем стремлении сохранить свой высокий рейтинг, или же подняться в рейтинге на более высокую позицию, будут уделять основное внимание исключительно увеличению числа иностранных студентов, сотрудников и совместных публикаций. Для этого они разработают мероприятия по интенсификации рекрутинга студентов, обеспечат преподавание на английском языке, сделают процесс обучения привлекательным для талантливых иностранных студентов, дабы они остались в стране обучения после выпуска и т.д. Однако вузы не будут проводить долгосрочное и углубленное развитие интернационализации учебных программ, преподавания и обучения, вкладывать инвестиции в совместные научно-исследовательские проекты и мероприятия, перспективные в глобальном измерении социальной ответственности.
Кроме того, как заметил в ходе конференции Маркус Лайтинен из Университета Хельсинки, вице-президент Европейской ассоциации по международному образованию, улучшение деятельности, касающейся этих трех количественных международных показателей, слабо влияет на ранжирование, учитывая их низкий комбинированный показатель – всего лишь 15%.
Участники конференции обсудили вопрос – а не лучше ли вообще удалить показатели интернационализации из общего рейтинга вузов? Однако рейтинги стали важной частью высшего образования, и если представить, что их нет, то их бы все равно кто-нибудь предложил, поскольку СМИ, правительства, вузы и даже ученые склонны к ранжированию, так как это заложено в природе человека – выбрать победителей и побежденных, знать на каком месте ты находишься.
Участники конференции пришли к выводу, что использовать показатели интернационализации в рамках общих рейтингов университетов имеет мало смысла, но можно составлять отдельные рейтинги по показателю интернационализации, как это делает Times Higher Education.
Рейтинги нужно принимать как данность, но они становится опасными, если на их основе попытаться сделать качественные общие выводы, поскольку рейтинги основаны на нечетких определениях и данных, и не всегда учитываются их ограничения и контекст. В ближайшее время споры относительно рейтингов не закончатся, однако их критическая оценка остается важной темой для дискуссий.
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20160530145212764