Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.
Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:
- демографический рост стимулирует постоянное увеличение спроса на образовательные услуги, международную мобильность студентов, делая Африку ключевым регионом международного рынка образования. При этом лидером в борьбе за африканских студентов остаются США;
- африканские страны едины в своем стремлении укрепить позиции национального сектора высшего образования, сделать его привлекательным для местных студентов, ограничив их мобильность и транфер знаний национальными университетами.
- недостатком сферы местного высшего образования является невысокий уровень качества предоставляемых услуг, о чем официально заявляют ответственные министры некоторых стран;
- основным направлением решения проблем в сфере высшего образования признается процесс его трансформации, с учетом гендерных и расовых составляющих, увеличения числа молодых ученых и преподавателей;
- частными элементами университетской трансформации можно считать необходимость формирования и повышения предпринимательской культуры, как средства борьбы с безработицей в рядах выпускников, обеспечения бесплатного университетского образования талантливым малообеспеченным абитуриентам, а также увеличение инвестиций в сферу высшего образования, развитие человеческих ресурсов;
- наряду с формальными заявлениями чиновников, налицо острая реальная необходимость конкретных преобразований в сфере образования, доказательствами чего служат беспорядки и протесты студентов, которые принимают уже массовый характер;
- в решении внутренних проблем страны открыты для международного партнерского сотрудничества, использования опыта других стран.
Результаты недельного мониторинга рынка высшего образования Африки дополняет аналитическая информация Отчета о международных трендах высшего образования 2015 Оксфордского университета, который предоставляет ежегодный обзор изменений в сфере высшего образования по всему миру. В ходе его подготовки специалистами были отобраны наиболее значительные изменения, влияющие на международный набор студентов и исследования за рубежом, международное научно-исследовательское сотрудничество и международную экспансию в форме филиалов кампусов.
Исходя из общего анализа Отчета, можно выделить следующие международные тенденции, которые определяют вектор развития рынка высшего образования Африки:
– политические и демографические изменения по-прежнему определяют студенческую мобильность. Тропическая Африка переживает быстрое увеличение спроса, с населением, которое по прогнозам вырастет с 1 млрд. сегодня до 2,4 миллиарда в 2050 г., и с набором систем образования, где спрос уже значительно превышает предложение. Почти половина студентов Тропической Африки в настоящее время выбирает обучение в Южной Африке, большая часть остальных – учебу во Франции, США, Великобритании и других европейских странах.
– международные учебные центры и филиалы кампусов постоянно расширяются, включая в себя «нетрадиционные», ранее неизведанные страны. Ряд американских университетов работает вместе с Университетом Montplaisir в Тунисе, чтобы открыть вуз со 100 млн. $ финансированием. Образование, предоставляемое в университете, будет основано на американской модели, при этом студенты будут тратить два года, обучаясь в Тунисе, затем два года в университетах-партнерах США, завершая образование с двойной степенью.
Открыт новый кампус Университета Новой Англии в Танжер, Марокко (UNE), студенты которого смогут провести семестр или год, изучая арабскую и марокканскую историю и культуру в Танжер. Программы университета направлены на развитие у студентов понимания Ближнего Востока, культуры и политики Северной Африки.
– технологии приобретают решающее значение для образования. Использование MOOCs для расширения доступа к образованию способствовало развитию других онлайн курсов в результате совместной работы университетов в Восточной Азии и Южной Африке. Оба региона изначально были только пользователями, а не поставщиками бесплатного онлайн образования. В Южной Африке MOOC воспринимается в качестве инструмента расширения доступа к образованию при низких затратах. Большинство из 23 университетов Южной Африки предлагают ту или иную форму дистанционного обучения онлайн. Притом, что число студентов университетского возраста в странах Африки по прогнозам, удвоится с 200 млн. до 400 млн. к 2045 г., онлайн обучение может заполнить пробел как в возможностях получения образования, так и в его доступности.
– повышение качества высшего образования. Комиссия Африканского союзавыделилаобеспечение качестваодним изосновныхвопросов, стоящих передвысшим образованиемАфрики,особенно вотсутствиинациональныхрегулирующих органовпо контролю качества высшегообразования и научных исследований. Сейчасведется работа по созданиюнового Агентства оценки качества высшего образования Африки, чтобыпомочькаждой стране-участницеразработатьрегулирующие органы. В настоящее время 21африканская странаимеют органыаккредитации, но они несистематическиоцениваютуровень и качествовысшего образованияместныхуниверситетов.
Европейский союз поддерживает эти планы с помощью своей новой Pan-African Programme, которая будет направлена на развитие потенциала в области обеспечения качества в рамках более широких планов по стимулированию африканской континентальной интеграции.
Полная версия упомянутого Отчета.
- Первый Евро-средиземноморский инженерный учебный институт
Новый Евро-Средиземноморский технологический институт Марокко, который является частью Euro-Mediterranean University of Fez и был разработан в сотрудничестве с ведущими инженерными школами Франции, получил свой первый набор студентов в этом месяце.
Это первый международный центр образования для подготовки нового поколения инженеров мирового класса в Средиземноморском регионе. Он создается в качестве регионального центра передового опыта, в котором разместятся 6000 студентов со всего региона по всем направлениям, начиная от проектирования до гуманитарных и социальных наук.
- Волнения и беспорядки, гибель студентов – два закрытых университета (ЮАР)
(University World News за 18.09.2015)
Студенческие демонстрации остановили занятия в двух южноафриканских университетах: Vaal University of Technology и University of KwaZulu-Natal. Если студенты первого университета протестовали из-за недостаточного уровня безопасности на территории университета, то вторые – изменениями в финансовых вопросах.
В кампусе Уэствилл университета Квазулу-Наталь студенты призывали к увеличению студенческой финансовой помощи. При этом они возмущены увеличением авансовых платежей, которые они не в состоянии делать.
- Профиль студента Тропической Африки в США
Согласно недавнему исследованию США являются самой популярной страной для студентов Тропической Африки, из-за высококачественного образования, прежде всего. Институт статистики ЮНЕСКО прогнозирует, что США останется «сильным магнитом» для студентов из Тропической Африки, ищущих качественное образование, несмотря на расширение сети высшего образования в большинстве африканских стран, а также конкуренцию со стороны других популярных мест для глобально мобильных студентов.
По состоянию на прошлый год, студентов из Тропической Африки было 31,113, и они составили 4% из 886,052 международных студентов в США. Основные страны: Нигерия, Кения, Гана, Южная Африка, Камерун и Эфиопия.
- Южно-Африканский сектор высшего образования переживает резкое падение международных студентов,
Южно-Африканский сектор высшего образования переживает резкое падение числа международных студентов, как следствие изменений в иммиграционном законодательстве.
В одном университете количество иностранных студентов упало до 600 в 2015 г., а в другом численность иностранных студентов сократилась более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом. Посещения ученых, кандидатов наук, международного персонала и университетских гостей также зависят от нового закона об иммиграции. Это создает серьезную угрозу для интернационализации высшего образования Южной Африки.
- Нам нужно больше чернокожих женщин-лекторов – заявил министр высшего образования Южной Африки
Существует большая потребность в чернокожих женщинах преподавателях в университетах, министр высшего образования Blade Nzimande заявил во вторник. На брифинге, объявив о саммите высшего образования 15-17 октября, Nzimande сказал, что одной из самых больших проблем, которые будут на нем рассмотрены, станет преобразования в университетах. Приоритетной признается демографическая составляющая преобразований: увеличение числа молодых чернокожих ученых и преподавателей, а также женщин. Сейчас чернокожие ученые составляют 32% постоянного преподавательского состава, недостаточно представлены на высшем уровне.
Вывод: нехватка ученых в системе высшего образования Южной Африки. При этом «профессии академиков» нужно двигаться гораздо быстрее, чтобы отражать расовое и гендерное разнообразие страны.
- Nzimande обещает решить вопрос с университетскими преобразованиями (ЮАР)
Несмотря на то, что решение о саммите по высшему образованию было принято еще год назад, вопросы, которым он посвящен, актуальны сегодня как никогда. Министр ожидает, что по итогам конференции будут выработана четкие конкретные действия, с целью чего к участию были приглашены студенческие организации. Недавние студенческие протесты свидетельствуют о необходимости изменения общей культуры высшего образования в университетах. Актуальным вопросом остается уровень качества университетского образования.
Отдельно министр упомянул о языковой политике в образовании, а также о ее несоответствии реалиям и необходимом содействии «многоязычию».
- Большое количество безработных выпускников вызывает опасения (ЮАР)
The University of Cape Town Development and Alumni Department организовали форум – руководство для выпускников. Обсуждению поддавался вопрос о качестве образования, а также о формировании необходимых практических навыков, культуры предпринимательства у студентов для последующей организации собственного бизнеса. Связано это с серьезной обеспокоенностью большим количеством безработных выпускников, поэтому «лучше организовать свое предприятие, чем искать работу».
Отдельно отметили вклад Торгово-промышленной палаты в Дурбане в развитие предпринимательской культуры страны.
- Конкурентный успех Южной Африки должен быть устойчивым для развития человеческих ресурсов: помощь Японии (ЮАР)
Выступая на Третьем японском семинаре, который состоялась в Йоханнесбурге, заместитель председателя Cyril Ramaphosa сказал, что индустриализация и развитие навыков выступают ключевыми факторами экономического роста страны. Особенно важным остается развитие человеческих ресурсов, и как результат такого подхода, инвестиции в развитие образования.
Высказана благодарность Японскому агентству по международному сотрудничеству за консультирование отдела базового образования по развитию образования в области математики. Агентство также направило 20 добровольцев в Южную Африку, примерно половина из которых преподавали математику и компьютерные технологии в профессионально-технических колледжах.
Это было частью программы «Улучшение возможностей трудоустройства» в Tshwane University of Technology‚ откуда в настоящее время распространилась на другие технологические университеты страны.
Япония была ценным партнером Южной Африки в той работе, которая проводилась в образовании и повышении квалификации людей, поэтом правительство обращается к ней, чтобы поделиться инновационными способами привлечения и удержания молодых людей в области математики и науки, Cyril Ramaphosa заявил.
9. Tshwane University of Technology (TUT) закрыт на время протестов (ЮАР)
Беспорядки и протесты из-за Национальной финансовой схемы помощи студентам, студенческого транспорта, безопасности на территории кампуса, питания и проживания.
10. Молодежи континента вскоре потребуется гораздо больше мест в университетах, вероятнее всего, за рубежом.
На ежегодной Конференции Европейской Ассоциации по высшему образованию, что прошла в Глазго 15-18 сентября, отметили, что «бум» числа молодых людей и нехватка мест в университетах, превращают Африку в ключевой рынок для международной мобильности студентов в течение ближайших 30 лет. В настоящее время в Африке около 200 млн. человек в возрасте от 15 до 24 лет, это число удвоится к 2045 г., по данным ООН. Африканские студенты уже получили статус самых мобильные студентов в мире, с 6 % обучающихся за пределами родной страны, 50 % внутри региона.
Olufemi Bamiro, бывший вице-канцлер университета Ибадан, в Нигерии заявил, что его страна потеряла много хорошо квалифицированных студентов, выехавших за границу.
- Статус университета политехнического института утвержден официально (Намибия)
Теперь уже официально Намибия имеет два государственных университета, после того как президент подписал Закон об Университете Науки и Технологии. Новый закон позволяет, наконец, возвести в статус университета, Политехнический институт Намибии после долголетних консультаций.
12.Федеральное правительство о разработке механизма контроля качества образования (Нигерия)
Федеральное правительство призвало университеты страны создать систему контроля качества, которая обеспечит производство высококвалифицированных специалистов, способных выполнять национальные стратегические цели и их развитие.
Исполнительный секретарь Национальной университетской комиссии профессор Julius Okojie, отметил, что эффективность и качество программ в африканских университетах остается проблемой. Призвал к созданию торговой марки в различных видах академической деятельности, обеспечению определенного уровня игрового поля, что откроет бесплатные академические возможности и участие.
- TETFund потратит 10 нигерийских биллионов на поддержку проекта Федерального университета технологий – Исследовательский и технологический парк (Нигерия)
На проект уже потрачено 1 биллион, общая же его стоимость оценивается в 10 биллионов.
Научный исследовательский и технологический парк – это сфера сотрудничества с промышленностью, частным сектором в части исследований для развития. В хорошо развитом технопарке теория и практика гармонично сочетаются. В будущем проект планируется превратить в промышленный центр, с научно-исследовательской лабораторией, где научные изобретения бы тестировались до их практического использования в промышленных отраслях.
- Глава Национальной Университетской Комиссии выступает за гармонизацию системы аттестации (Нигерия)
Гармонизация и согласование академической системы оценивания, будет способствовать межуниверситетскому кредитному трансферу и студенческой мобильности среди нигерийских университетов. Создание единого приемлемого метода вычисления CGPA не только облегчит проект учебного плана в рамках университетской системы, но усилит межведомственное и междисциплинарное сотрудничество.
- Nzimande призывает к бесплатному высшему образованию (ЮАР)
Министр высшего образования Nzimande на пресс-конференции заявил, что важно сосредоточиться на таких вопросах в сфере высшего образования, как учебные программы, институциональное финансирование, обеспечение студенческого жилья. Министр высказал мысль, что высшее образование должно быть бесплатным для малообеспеченной молодежи. «[Правительство] стремится к бесплатному высшему образованию для тех бедных, которые заслуживают на его получение».
По материалам: University World News, Daily Times Nigeria Newspaper, Timeslive, SABC News, The Citizen, News 24