Сентябрь 18-25.15 Африка

UAR18.09.2015 – 25.09.2015

Дайджест представлен специалистом отдела – Юлией Брыло.

 Мониторинг рынка высшего образования за неделю позволяет выделить следующие тенденции в развитии высшего образования Африки:

  1. демографический рост стимулирует постоянное увеличение спроса на образовательные услуги, международную мобильность студентов, делая Африку ключевым регионом международного рынка образования. При этом лидером в борьбе за африканских студентов остаются США;
  2. африканские страны едины в своем стремлении укрепить позиции национального сектора высшего образования, сделать его привлекательным для местных студентов, ограничив их мобильность и транфер знаний национальными университетами.
  3. недостатком сферы местного высшего образования является невысокий уровень качества предоставляемых услуг, о чем официально заявляют ответственные министры некоторых стран;
  4. основным направлением решения проблем в сфере высшего образования признается процесс его трансформации, с учетом гендерных и расовых составляющих, увеличения числа молодых ученых и преподавателей;
  5. частными элементами университетской трансформации можно считать необходимость формирования и повышения предпринимательской культуры, как средства борьбы с безработицей в рядах выпускников, обеспечения бесплатного университетского образования талантливым малообеспеченным абитуриентам, а также увеличение инвестиций в сферу высшего образования, развитие человеческих ресурсов;
  6. наряду с формальными заявлениями чиновников, налицо острая реальная необходимость конкретных преобразований в сфере образования, доказательствами чего служат беспорядки и протесты студентов, которые принимают уже массовый характер;
  7. в решении внутренних проблем страны открыты для международного партнерского сотрудничества, использования опыта других стран.

Результаты недельного мониторинга рынка высшего образования Африки дополняет аналитическая информация Отчета о международных трендах высшего образования 2015 Оксфордского университета, который предоставляет ежегодный обзор изменений в сфере высшего образования по всему миру. В ходе его подготовки специалистами были отобраны наиболее значительные изменения, влияющие на международный набор студентов и исследования за рубежом, международное научно-исследовательское сотрудничество и международную экспансию в форме филиалов кампусов.

Исходя из общего анализа Отчета, можно выделить следующие международные тенденции, которые определяют вектор развития рынка высшего образования Африки:

политические и демографические изменения по-прежнему определяют студенческую мобильность. Тропическая Африка переживает быстрое увеличение спроса, с населением, которое по прогнозам вырастет с 1 млрд. сегодня до 2,4 миллиарда в 2050 г., и с набором систем образования, где спрос уже значительно превышает предложение. Почти половина студентов Тропической Африки в настоящее время выбирает обучение в Южной Африке, большая часть остальных – учебу во Франции, США, Великобритании и других европейских странах.

– международные учебные центры и филиалы кампусов постоянно расширяются, включая в себя «нетрадиционные», ранее неизведанные страны. Ряд американских университетов работает вместе с Университетом Montplaisir в Тунисе, чтобы открыть вуз со 100 млн. $ финансированием. Образование, предоставляемое в университете, будет основано на американской модели, при этом студенты будут тратить два года, обучаясь в Тунисе, затем два года в университетах-партнерах США, завершая образование с двойной степенью.

Открыт новый кампус Университета Новой Англии в Танжер, Марокко (UNE), студенты которого смогут провести семестр или год, изучая арабскую и марокканскую историю и культуру в Танжер. Программы университета направлены на развитие у студентов понимания Ближнего Востока, культуры и политики Северной Африки.

технологии приобретают решающее значение для образования. Использование MOOCs для расширения доступа к образованию способствовало развитию других онлайн курсов в результате совместной работы университетов в Восточной Азии и Южной Африке. Оба региона изначально были только пользователями, а не поставщиками бесплатного онлайн образования. В Южной Африке MOOC воспринимается в качестве инструмента расширения доступа к образованию при низких затратах. Большинство из 23 университетов Южной Африки предлагают ту или иную форму дистанционного обучения онлайн. Притом, что число студентов университетского возраста в странах Африки по прогнозам, удвоится с 200 млн. до 400 млн. к 2045 г., онлайн обучение может заполнить пробел как в возможностях получения образования, так и в его доступности.

повышение качества высшего образования. Комиссия Африканского союзавыделилаобеспечение качестваодним изосновныхвопросов, стоящих передвысшим образованиемАфрики,особенно вотсутствиинациональныхрегулирующих органовпо контролю качества высшегообразования и научных исследований. Сейчасведется работа по созданиюнового Агентства оценки качества высшего образования Африки, чтобыпомочькаждой стране-участницеразработатьрегулирующие органы. В настоящее время 21африканская странаимеют органыаккредитации, но они несистематическиоцениваютуровень и качествовысшего образованияместныхуниверситетов.

Европейский союз поддерживает эти планы с помощью своей новой Pan-African Programme, которая будет направлена на развитие потенциала в области обеспечения качества в рамках более широких планов по стимулированию африканской континентальной интеграции.

Полная версия упомянутого Отчета.

  1. Первый Евро-средиземноморский инженерный учебный институт

Новый Евро-Средиземноморский технологический институт Марокко, который является частью Euro-Mediterranean University of Fez и был разработан в сотрудничестве с ведущими инженерными школами Франции, получил свой первый набор студентов в этом месяце.

Это первый международный центр образования для подготовки нового поколения инженеров мирового класса в Средиземноморском регионе. Он создается в качестве регионального центра передового опыта, в котором разместятся 6000 студентов со всего региона по всем направлениям, начиная от проектирования до гуманитарных и социальных наук.

  1. Волнения и беспорядки, гибель студентов – два закрытых университета (ЮАР)

(University World News за 18.09.2015)

Студенческие демонстрации остановили занятия в двух южноафриканских университетах: Vaal University of Technology и University of KwaZulu-Natal. Если студенты первого университета протестовали из-за недостаточного уровня безопасности на территории университета, то вторые – изменениями в финансовых вопросах.

В кампусе Уэствилл университета Квазулу-Наталь студенты призывали к увеличению студенческой финансовой помощи. При этом они возмущены увеличением авансовых платежей, которые они не в состоянии делать.

  1. Профиль студента Тропической Африки в США

Согласно недавнему исследованию США являются самой популярной страной для студентов Тропической Африки, из-за высококачественного образования, прежде всего. Институт статистики ЮНЕСКО прогнозирует, что США останется «сильным магнитом» для студентов из Тропической Африки, ищущих качественное образование, несмотря на расширение сети высшего образования в большинстве африканских стран, а также конкуренцию со стороны других популярных мест для глобально мобильных студентов.

По состоянию на прошлый год, студентов из Тропической Африки было 31,113, и они составили 4% из 886,052 международных студентов в США. Основные страны: Нигерия, Кения, Гана, Южная Африка, Камерун и Эфиопия.

  1. Южно-Африканский сектор высшего образования переживает резкое падение международных студентов,

Южно-Африканский сектор высшего образования переживает резкое падение числа международных студентов, как следствие изменений в иммиграционном законодательстве.

В одном университете количество иностранных студентов упало до 600 в 2015 г., а в другом численность иностранных студентов сократилась более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом. Посещения ученых, кандидатов наук, международного персонала и университетских гостей также зависят от нового закона об иммиграции. Это создает серьезную угрозу для интернационализации высшего образования Южной Африки.

  1. Нам нужно больше чернокожих женщин-лекторов – заявил министр высшего образования Южной Африки

Существует большая потребность в чернокожих женщинах преподавателях в университетах, министр высшего образования Blade Nzimande заявил во вторник. На брифинге, объявив о саммите высшего образования 15-17 октября, Nzimande сказал, что одной из самых больших проблем, которые будут на нем рассмотрены, станет преобразования в университетах. Приоритетной признается демографическая составляющая преобразований: увеличение числа молодых чернокожих ученых и преподавателей, а также женщин. Сейчас чернокожие ученые составляют 32% постоянного преподавательского состава, недостаточно представлены на высшем уровне.

Вывод: нехватка ученых в системе высшего образования Южной Африки. При этом «профессии академиков» нужно двигаться гораздо быстрее, чтобы отражать расовое и гендерное разнообразие страны.

  1. Nzimande обещает решить вопрос с университетскими преобразованиями (ЮАР)

Несмотря на то, что решение о саммите по высшему образованию было принято еще год назад, вопросы, которым он посвящен, актуальны сегодня как никогда. Министр ожидает, что по итогам конференции будут выработана четкие конкретные действия, с целью чего к участию были приглашены студенческие организации. Недавние студенческие протесты свидетельствуют о необходимости изменения общей культуры высшего образования в университетах. Актуальным вопросом остается уровень качества университетского образования.

Отдельно министр упомянул о языковой политике в образовании, а также о ее несоответствии реалиям и необходимом содействии «многоязычию».

  1. Большое количество безработных выпускников вызывает опасения (ЮАР)

The University of Cape Town Development and Alumni Department организовали форум – руководство для выпускников. Обсуждению поддавался вопрос о качестве образования, а также о формировании необходимых практических навыков, культуры предпринимательства у студентов для последующей организации собственного бизнеса. Связано это с серьезной обеспокоенностью большим количеством безработных выпускников, поэтому «лучше организовать свое предприятие, чем искать работу».

Отдельно отметили вклад Торгово-промышленной палаты в Дурбане в развитие предпринимательской культуры страны.

  1. Конкурентный успех Южной Африки должен быть устойчивым для развития человеческих ресурсов: помощь Японии (ЮАР)

Выступая на Третьем японском семинаре, который состоялась в Йоханнесбурге, заместитель председателя Cyril Ramaphosa сказал, что индустриализация и развитие навыков выступают ключевыми факторами экономического роста страны. Особенно важным остается развитие человеческих ресурсов, и как результат такого подхода, инвестиции в развитие образования.

Высказана благодарность Японскому агентству по международному сотрудничеству за консультирование отдела базового образования по развитию образования в области математики. Агентство также направило 20 добровольцев в Южную Африку, примерно половина из которых преподавали математику и компьютерные технологии в профессионально-технических колледжах.

Это было частью программы «Улучшение возможностей трудоустройства» в Tshwane University of Technology‚ откуда в настоящее время распространилась на другие технологические университеты страны.

Япония была ценным партнером Южной Африки в той работе, которая проводилась в образовании и повышении квалификации людей, поэтом правительство обращается к ней, чтобы поделиться инновационными способами привлечения и удержания молодых людей в области математики и науки, Cyril Ramaphosa заявил.

9. Tshwane University of Technology (TUT) закрыт на время протестов (ЮАР)

Беспорядки и протесты из-за Национальной финансовой схемы помощи студентам, студенческого транспорта, безопасности на территории кампуса, питания и проживания.

10. Молодежи континента вскоре потребуется гораздо больше мест в университетах, вероятнее всего, за рубежом.

На ежегодной Конференции Европейской Ассоциации по высшему образованию, что прошла в Глазго 15-18 сентября, отметили, что «бум» числа молодых людей и нехватка мест в университетах, превращают Африку в ключевой рынок для международной мобильности студентов в течение ближайших 30 лет. В настоящее время в Африке около 200 млн. человек в возрасте от 15 до 24 лет, это число удвоится к 2045 г., по данным ООН. Африканские студенты уже получили статус самых мобильные студентов в мире, с 6 % обучающихся за пределами родной страны, 50 % внутри региона.

Olufemi Bamiro, бывший вице-канцлер университета Ибадан, в Нигерии заявил, что его страна потеряла много хорошо квалифицированных студентов, выехавших за границу.

  1. Статус университета политехнического института утвержден официально (Намибия)

Теперь уже официально Намибия имеет два государственных университета, после того как президент подписал Закон об Университете Науки и Технологии. Новый закон позволяет, наконец, возвести в статус университета, Политехнический институт Намибии после долголетних консультаций.

12.Федеральное правительство о разработке механизма контроля качества образования (Нигерия)

Федеральное правительство призвало университеты страны создать систему контроля качества, которая обеспечит производство высококвалифицированных специалистов, способных выполнять национальные стратегические цели и их развитие.

Исполнительный секретарь Национальной университетской комиссии профессор Julius Okojie, отметил, что эффективность и качество программ в африканских университетах остается проблемой. Призвал к созданию торговой марки в различных видах академической деятельности, обеспечению определенного уровня игрового поля, что откроет бесплатные академические возможности и участие.

  1. TETFund потратит 10 нигерийских биллионов на поддержку проекта Федерального университета технологий – Исследовательский и технологический парк (Нигерия)

На проект уже потрачено 1 биллион, общая же его стоимость оценивается в 10 биллионов.

Научный исследовательский и технологический парк – это сфера сотрудничества с промышленностью, частным сектором в части исследований для развития. В хорошо развитом технопарке теория и практика гармонично сочетаются. В будущем проект планируется превратить в промышленный центр, с научно-исследовательской лабораторией, где научные изобретения бы тестировались до их практического использования в промышленных отраслях.

  1. Глава Национальной Университетской Комиссии выступает за гармонизацию системы аттестации (Нигерия)

Гармонизация и согласование академической системы оценивания, будет способствовать межуниверситетскому кредитному трансферу и студенческой мобильности среди нигерийских университетов. Создание единого приемлемого метода вычисления CGPA не только облегчит проект учебного плана в рамках университетской системы, но усилит межведомственное и междисциплинарное сотрудничество.

  1. Nzimande призывает к бесплатному высшему образованию (ЮАР)

Министр высшего образования Nzimande на пресс-конференции заявил, что важно сосредоточиться на таких вопросах в сфере высшего образования, как учебные программы, институциональное финансирование, обеспечение студенческого жилья. Министр высказал мысль, что высшее образование должно быть бесплатным для малообеспеченной молодежи. «[Правительство] стремится к бесплатному высшему образованию для тех бедных, которые заслуживают на его получение».

По материалам: University World News, Daily Times Nigeria Newspaper, Timeslive, SABC News, The Citizen, News 24