ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Январь
(с 16.01.2017 г. по 27.01.2017 г.)
По материалам: University World News, Premium Times, Standard, Channels, The PIE News
Аннотации статей:
- Флагманские африканские университеты на подъеме
(University World News)
В декабре 2016 года подведены итоги 15-летнего исследования, которое проводила Информационно-пропагандистская сеть по высшему образованию в Африке (HERANA – The Higher Education Research and Advocacy Network in Africa) в восьми странах – Ботсване, Гане, Кении, Маврикии, Мозамбике, Южной Африка, Танзании и Уганде, что позволило создать уникальную, первую в своем роде картину деятельности крупнейших государственных университетов Африки.
Главный вывод подтверждает новый термин, который вошел в обиход в последние годы -“подъем Африки”, хотя подъем на самом деле происходит очень неравномерно.
Основные тенденции: кроме того, что увеличивается количество выпускников – магистров и аспирантов, соотношение студенты/персонал становится сопоставимым с другими странами мира, процент ученых со степенью PhD увеличивается, а лучшие университеты переходят в разряд исследовательских.
Но есть проблемы – улучшения происходят очень медленно, остаются под вопросом массификация и производство знаний.
Традиционно в Африке университеты сосредоточены на трех из четырех функций, очерченных международными социологами – идеологической функции, формировании элит, а также обучении, но плохо выполняют четвертую функцию – производство знаний.
Большой проблемой остается низкое качество кадров – по-прежнему наблюдается большой дефицит преподавателей со степенью PhD.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170112122605249
- Центры передового опыта в Африке
(University World News)
Создание центров передового опыта в течение последнего десятилетия стало характерной чертой многих африканских стран. Африканская наука может и должна принять концепцию передового опыта более буквально, переводя процесс из “желательного” в “высококачественный”.
Опираясь на собранную эмпирическую информацию об африканской науке, эксперты прогнозируют, что это “обновление” может быть достигнуто в ближайшем будущем. Предлагаются следующие мероприятия:
- Применение международных стандартов качества является одним из вариантов, который может также помочь создать устойчивые ниши передового опыта с исследователями и объектами, которые могут устанавливать связи с глобальными научно-исследовательскими сетями и более легко привлекать ресурсы. Другой вариант заключается в установлении других стандартов, лучше выровненных на стадии развития африканской науки.
- Не нужно рассматривать понятие “передовой опыт” в многомерном аспекте. Достаточно сосредоточиться на ключевых направлениях и, прежде всего, на обучении молодых исследователей.
- Найти показатели передового опыта, которые лучше характеризуют способность исследования влиять на политику и решать основные африканские проблемы.
Важно определить более широкий выбор стандартов качества исследований и показателей эффективности, которые адаптированы (или адаптируемых) к исследовательской среде Африки.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170111062145636
- Запросы молодежи остаются неудовлетворенными (Южная Африка)
(University World News)
В вузах Южной Африки начинается пора вступительных экзаменов. Однако далеко не все абитуриенты смогут стать студентами. Причина этого – недостаточное количество университетов/учебных мест в стране.
Так, Университет Йоханнесбурга уже получил более 135 500 заявок, но планируется принять на первый курс всего 10 500 студентов.
Университет Витватерсранда может принять 6 200 первокурсников, получено же 69 000 заявок. Некоторые студенты этого вуза до сих пор сдают отсроченные экзамены, поскольку многие студенты пропустили их в связи с протестами, которые, как ожидается, продолжатся и в текущем году.
Источник информации:
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170114200150728
- Неакадемические профсоюзы объявили о предупредительной забастовке (Нигерия)
(Premium Times)
Неакадемические профсоюзы нигерийских университетов планируют предупредительную забастовку в связи с невыполнением правительством данных ранее обещаний.
Требования профсоюзов состоят в необходимости решения главных вопросов – плохое финансирование университетов, невыплата заработной платы персоналу, увеличение коррупции в системе высших учебных заведений. Кроме того, правительство недостаточно развивает инфраструктуру учреждений высшего образования, а также закрывает существующие проекты
Источник информации:
- Аудит качества высшего образования (Кения)
(Standard)
Секретарь кабинета министров Кении д-р Фред Матиньяги объявил от том, что в конце января – начале февраля 2017 г. состоится аудит как государственных, так и частных вузов. Аудит проводится с целью принятия всех необходимых мер по обеспечению качества высшего образования, как это предусмотрено соответствующими нормативными документами.
Источник информации:
- Нигерии все еще не хватает частных университетов
(Channels)
Национальный секретарь Комиссии по университетам Нигерии профессор Абубакар Рашида считает, что для выхода на уровень других стран необходимо открыть дополнительные частные университеты. Вызывает сожаление, подчеркнул он, что Нигерия с населением более 190 млн человек имеет менее 200 университетов, т.е. на один университет приходится 1,2 млн жителей. Показатель, к которому нужно стремиться – 500 000.
Секретарь сообщил, что уже поступило почти 300 предложений от ряда лиц, готовых сделать инвестиции в создание новых университетов.
Источник информации:
https://www.channelstv.com/2017/01/14/nigeria-needs-more-private-universities-nuc-exec-secretary/
- Восточно-африканское сообщество хочет гармонизировать сферу высшего образования
(The PIE News)
Если руководители государств Восточно-африканского региона одобрят план по созданию общего пространства высшего образования, то студентам будут засчитываться учебные кредиты в любом университете в пределах пяти государств-членов Восточно-африканского сообщества.
В соответствии с предложением, представленным в документе Межвузовского совета Восточной Африки по гармонизации высшего образования и уже одобренном министрами высшего образования, студенты будут иметь возможность переходить в любой из более чем 100 государственных и частных университетов в регионе на любом этапе обучения без необходимости специальной экспертизы кредитов.
В сообщество с населением 150 миллионов граждан входят Кения, Уганда, Танзания, Руанда и Бурунди, а сейчас происходит процесс приема нового члена – Южного Судана.
Указанное решение позволит повысить академическую мобильность студентов, позволив переходить от одного вуза к другому по собственному желанию.
Источник информации:
https://thepienews.com/news/east-african-community-become-harmonised-he-region/