Січень / Январь 2018

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Январь 2018 г.

По материалам: University World News, Daily Nation, GhanaWeb, Mediamax, URN, Guardian, Agencia Angola Press, STANDARD Digital, The Citizen

Аннотации статей:

  1. Министр предлагает выпускникам делать пожертвования (Замбия)

(University World News)

Министр высшего образования Замбии профессор Нканду Ло от имени правительства призвал выпускников оказывать финансовую поддержку тем вузам, где они получили образование. Президент страны Эдгар Лунгу показал пример, пожертвовав около 100 тыс. долларов своей «альма матер».

Правительство Замбии с целью гарантирования справедливого способа предоставления образовательных кредитов для студентов успешно преобразовало комитет по стипендиям в национальный совет по кредитам и стипендиям.

Он сказал, что страны-доноры помогли молодежи Замбии расширить доступ к высшему образованию и особо отметил помощь США, Ирландии, Японии, Германии и Китая.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180112125030141

  1. Обеспечить решение проблем высшего образования (Зимбабве)

(University World News)

Выступая на встрече с проректорами университетов, президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва призвал провести обзор системы высшего образования в стране, проанализировав ее эффективность. Он отметил, что университеты должны предлагать высшее образование, соответствующее потребностям экономики, путем использования знаний и навыков, способствующих экономическому развитию посредством науки, технологий и исследований.

Мнангагва, который пришел к власти благодаря бескровному государственному перевороту в ноябре 2017 г., призвал местные университеты установить синергизм с промышленностью и известными международными университетами или центрами академического совершенства, чтобы повысить потенциал в области исследований и развития технологий.

Он отметил высокий уровень коррупции в высших учебных заведениях и призывал их искоренить выдачу незаслуженных дипломов.

Он призвал университеты и колледжи улучшить условия обучения для студентов, предоставив адекватное жилье, библиотеки с богатыми ресурсами и оборудованные лаборатории и центры развития технологий.

Это, по его словам, может быть достигнуто частично благодаря налаживанию партнерских отношений с корпоративным миром, гражданским обществом и сообществом диаспоры.

Мнангагва заверил, что его правительство, несмотря на ограниченные финансовые возможности и финансовые обязательства, будет продолжать поддерживать университеты, но настоятельно призвало их принять стратегию использования своих собственных ресурсов для предоставления новых продуктов и услуг.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180110142146286

  1. Нигерия борется с коррупцией в сфере высшего образования

(University World News)

Когда Питер Окебукола был назначен исполнительным секретарем Комиссии национальных университетов или НУК Нигерии в 2001 году, он выступил против продажи дипломов, как основного источника академического мошенничества.

Национальный опрос 2012 года об академической коррупции в Нигерии показал широту нынешней проблемы.

В системе высшего образования (160 университетов и 1,8 млн. студентов), формы коррупции включали обманы во время экзаменов; отметки, выданные за услуги, особенно финансовые и сексуальные; взлом институциональных ИТ-систем для изменения академических записей студентов; плагиат; абсентеизм студентов и преподавателей; аутсорсинг тезисов, заданий и проектов; публикация в поддельных журналах; и саботаж, препятствующий тому, чтобы другие не выполняли свою работу, например, путем вырезания страниц из библиотечных книг или умышленного нарушения экспериментов других. Эти формы коррупции распространены во многих африканских странах – все они были зафиксированы в коммюнике региональной конференции Глобальной сети университетов для инноваций или GUNi-Africa 2017 в сентябре прошлого года».

Президент GUNi-Africa Окебукола в течение многих лет борется с коррупцией в области науки, сначала в Нигерии, а теперь и в Африке, и во всем мире в сотрудничестве с CIQG – Международной группой качества Совета по аккредитации высшего образования в США и ЮНЕСКО. Он не считает, что существует различие между развивающимися и развитыми странами в плане формы академической коррупции, различие в масштабах.

За последние пять лет, после шокирующих результатов обследования 2012 года, которое возглавил сам Окебукола, правительство и многие университеты воодушевили НУК, чтобы установить четкую политику в отношении академической коррупции для решения проблем и студенты и сотрудники знают, какими будут наказания за нарушения.

Ключевым шагом стало то, что после национального опроса 2012 года правительство Нигерии создало Академию борьбы с коррупцией в Нигерии, первую в своем роде в Африке, которая проводит семинары по наращиванию потенциала для персонала и студентов по предотвращению коррупции в академических целях.

Кроме того, во всех университетах была установлена четкая политика в отношении академической коррупции, в которой говорится о том, что считается коррупцией и какими будут наказания.

Важно отметить, что санкции применяются независимо от статуса правонарушителя и подлежат широкой огласке, в том числе в национальных ежедневных газетах.

Среди практических шагов по борьбе с коррупцией многие университеты в настоящее время используют программное обеспечение для проверки плагиата. Также во многих университетах все задания, курсовые работы и тезисы сопровождаются подписанным заявлением студента, подтверждающим, что материалы в них проверены на плагиат.

 В результате в декабре 2017 года национальное обследование показало 20%-ное сокращение случаев злоупотребления служебным положением.

Для эффективной работы следует бороться с коррупцией не только в университетах, но и на всех уровнях системы образования. Даже на базовом уровне есть коррумпированные учителя и родители, которые дают дают взятки, чтобы их дети попали в элитные школы, а когда студенты переходят в университет, те же самые практики продолжаются.

Джудит Итон, президент Совета по аккредитации высшего образования или CHEA, говорит, что такие страны, как Нигерия, Пакистан и Филиппины, которые в последнее время разрабатывают потенциал обеспечения качества, все имеют проблемы с коррупцией, но уделяют особое внимание их разработке о том, как решать проблемы, включая борьбу с поддельными степенями и закрытие заводов. CHEA приводит Нигерию в качестве одного из ряда стран, которые создают потенциал обеспечения качества, который вводит четкие законы против определенных видов коррупции, контролирует учреждения и закрывает их, если есть доказательства коррупции.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180113050608736

  1. Фиктивная степень экс-первой леди (Зимбабве)

(University World News)

Бывшая первая леди Грейс Мугабе, уличена в том, что три года назад она незаконно получила степень Ph.D. в Университете Зимбабве, в то время когда ее муж Роберт был ректором всех государственных университетов.

Данный факт выяснила Зимбабвийская комиссия по борьбе с коррупцией, которая установила, что порядок присвоения степени не соответствовал установленным процедурам, которым подвергаются другие кандидаты. По словам источников комиссии, вице-канцлер университета Леви Ньягура и преподаватель профессор Клод Марарике, который предположительно являлся одним из руководителей Грейс Мугабе, арестованы за злоупотребление служебным положением за якобы присуждение Мугабе фиктивной степени.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180113063618877

  1. Окончание забастовки преподавателей (Конго)

(University World News)

Четырехмесячная забастовка в единственном государственном университете Конго завершилась и сотрудники возобновили работу после выплаты задолженности.

Конго переживает экономический кризис из-за падения цен на нефть, ее основного экспорта и находится в переговорах о спасении с Международным валютным фондом. Задолженность составляет 117% от валового внутреннего продукта.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180113065122929

  1. Нова книга Мануеля Кастеллса

(University World News)

В издательстве African Minds вышла из печати новая книга всемирноизвестного  испанского социолога-постмарксиста Мануэля Кастеллса «Кастеллс в Африке: Университеты и развитие» –  Castells in Africa: Universities and Development.

В течение последних двух лет жестокие студенческие протесты, связанные с движением за бесплатное высшее образование в Южной Африке, были сильным напоминанием об уникальном парадоксе, который характеризует систему высшего образования страны с момента окончания апартеида. С одной стороны, топовые университеты Южной Африки являются самыми передовыми на всем континенте с точки зрения их способности обучать докторантов и международной наглядности своих исследовательских результатов.

С другой стороны, система высшего образования в Южной Африке остается одной из наиболее сегментированных и неравных систем в Африке, несмотря на усилия последовательных демократических правительств по расширению доступа на справедливой основе. Сегодня, хотя на темнокожее население приходится 80% всех южноафриканцев, только 16% из них обучаются в колледжах против 55% белых.

На этом фоне новая книга Кастеллса является долгожданным дополнением к академической литературе о роли высшего образования в Южной Африке и во всей Африке. Эта книга, в которой прослеживается история визитов Кастеллса в Южную Африку за последние 17 лет и интеллектуальное влияние его работы, освещаются его наиболее важные публикации о функциях университетов в африканском контексте.

Основываясь на научном вкладе великих мыслителей, таких как Гумбольдт и Кларк Керр, Кастеллс анализирует эволюцию четырех ключевых функций, выполняемых университетами. Первая – идеологическая, отражающая традиционную роль передачи ценностей, которые помогают узаконить существующий общественный порядок. Вторая роль – это выбор элиты и формирование сетей для обеспечения социальной сплоченности. Обучение рабочей силы – третья роль, которую играют университеты в поддержке государственной бюрократии и профессиональных потребностей экономики. Генерация и распространение знаний (исследование) – четвертая функция.

Кастеллс тщательно анализирует проблему, с которой сталкиваются университеты, поскольку они со временем пытались управлять этими четырьмя функциями, которые часто могут носить противоречивый характер.

Влияние произведений Кастеллса не ощущалось только в странах третьего мира; его работа проливает свет на недавние события в индустриальных экономиках. Он изучил, как в результате глобального давления в мире, все большей степени обусловленного знаниями и инновациями, роль государства превратилась в то, что он называет «сетевым государством», что отражает необходимость развития информационной инфраструктуры в XXI веке и обучения незаменимого человеческого капитала.

Размышляя о глобальных событиях за последние 10 лет, Кастеллс выделяет три тенденции, которые вместе существенно влияют на ситуацию и роль университетов. Во-первых, финансовый кризис 2008 года продемонстрировал важность и волатильность глобальных финансовых рынков, которые все чаще входят в число национальных и международных экономик. Во-вторых, слабые отзывы государств, столкнувшихся с финансовым кризисом, поставили под сомнение их легитимность в политике. В-третьих, ускорение технологической революции в трех ключевых областях, а именно в области информационных технологий, биологии и биотехнологий и коммуникации, усилили важность создания и управления знаниями, тем самым еще более усугубляя роль высшего образования и важность исследовательских университетов.

Эта книга уникальна во многих отношениях. Сначала она документирует интеллектуальный след Кастеллса, представив основные сообщения его трех публичных лекций в Южной Африке и их влияние на политиков страны. Во-вторых, она представляет образец наиболее важных сочинений Кастеллса. Наконец, он содержит несколько глав, основанных на оригинальных работах африканских и ассоциированных ученых высших учебных заведений, которые применили концепции Кастеллса для изучения проблем, с которыми сталкиваются африканские университеты, и их роли в производстве знаний.

Книга демонстрирует, в частности, новаторскую работу Сети исследований и пропаганды высшего образования в Африке или HERANA, которая изучала взаимосвязь между экономическим развитием и высшим образованием, особое внимание уделялось появлению и укреплению исследовательских университетов в восьми участвующих странах.

Исследователи HERANA адаптировали рамки Кастеллса для изучения эволюции университетов Африки к югу от Сахары из четырех взаимодополняющих, а иногда и противоречивых перспектив:

  • университет как вспомогательное учебное заведение (узкий фокус на обучении государственных служащих и профессионалов),
  • университет как самоуправляющееся учреждение,
  • университет как инструмент повестки дня развития и, наконец,
  • университет как двигатель развития.

Один из основных результатов исследования заключался в том, что, за исключением Университета Кейптауна в Южной Африке, ведущие университеты в других африканских странах затруднялись отойти от своей традиционной преподавательской роли и наращивать свой исследовательский потенциал. Этот результат подтверждает наблюдение Кастеллса, что африканские университеты сосредоточились на формировании элиты, а не на стремлении внести устойчивый вклад в производство знаний.

В некоторых главах также анализируется отсутствие политики в области науки и техники в большинстве стран Африки к югу от Сахары, отсутствие согласованности между официальными заявлениями правительства о важности высшего образования и фактических ассигнований на финансирование и необходимость усиления институциональной дифференциации, чтобы позволить флагманским университеты для углубления своего исследовательского ядра. Они также рассматривают меняющуюся философию и влияние учреждений-доноров в отношении усилий по наращиванию потенциала в секторе африканских университетов.

Недавнее решение президента Южной Африки Джейкоба Зума одобрить требование студентов о бесплатном обучении без платы за обучение является хорошей иллюстрацией напряженности и противоречий, возникающих в результате конкурирующих функций, выполняемых африканскими университетами. Хотя решение будет трудно поддерживать с финансовой точки зрения и может негативно повлиять на судьбу ведущих исследовательских университетов в стране, оно, безусловно, отвечает социальным устремлениям миллионов южноафриканцев.

Таким образом, книга является важной для лиц, определяющих политику, которые стремятся установить условия, которые позволят университетам вносить более весомый вклад в повестку дня развития их стран и для исследователей высшего образования, изучающих развивающуюся роль африканских университетов. Кастеллс напоминает читателю, «высшие учебные заведения необходимы как для экономического роста, так и для социальной справедливости … Народные демагоги ненавидят университеты, потому что они, в конце концов, являются бастионами критического мышления и законным сопротивлением злоупотреблениям … [Университеты] также должны защищать свои миссия как маяки инноваций, идей и равенства … ».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180109112739726

  1. Нужны реформы: низкая квалификация выпускников-юристов (Кения)

(Daily Nation)

Обнародован доклад, в котором сообщается о низкой квалификации юристов, которые претендовали на должности адвокатов Верховного суда Кении в период с 2009 по 2016 год.

Квалификационный экзамен, проводимый Советом юридического образования, всего сдавали 16 086 выпускников, но прошли только 7530 человек (47%). Характерно, что в 2016 году экзамен выдержали только 24% претендентов.

Большинство не прошедших экзамен претендентов являются выпускниками местных университетов и активно работают юристами в различных организациях.

Источник информации:

http://www.nation.co.ke/news/Call-for-reforms-as-more-law-students-fail-their-bar-exam/1056-4265434-pfdce2z/index.html

  1. Совместная приемная комиссия для всех университетов (Гана)

(GhanaWeb)

Министерство образования Ганы намерено создать совместный приемный совет, чтобы абитуриенты подавали только одно заявление в различные высшие учебные заведения. Это решение является частью усилий правительства по сокращению расходов, связанных с платным поступлением в вузы.

Источник информации:

https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/NewsArchive/Government-to-set-up-joint-admission-board-for-all-universities-617952

  1. Проректоры также должны учиться (Кения)

(Mediamax)

Руководители университетов призывают правительство усовершенствовать систему повышения квалификации проректоров, чтобы они могли диверсифицировать возможности получения доходов вузами.

Этот шаг, как утверждают сами проректоры, будет способствовать росту инноваций в вузах. Выступая на форуме в Найроби, в котором приняли участие 13 проректоров из университетов Уганды, Ганы и Кении, бывший проректор Университета Кениатты Оливия Мугенда призвала правительство инвестировать средства в обучение руководителей университетов.

Источник информации:

http://www.mediamaxnetwork.co.ke/news/national/401648/train-vcs-business-ventures-state-told/  

  1. Университеты должны получат сертификат о финансовых условиях для новых программ (Уганда)

(URN)

По сообщению заместителя госсекретаря Казначейства Патрика Очайлапа, начало действовть новое положение – перед тем, как направить новую учебную программу на аккредитацию в Национальный совет по высшему образованию, вуз должен получить сертификат о финансовых последствиях для возможности запуска программы.

Источник информации:

https://ugandaradionetwork.com/story/finance-ministry-directive-on-new-university-programs-angers-mps

  1. Что необходимо высшему образованию Нигерии

(Guardian)

Бывший Исполнительный секретарь Комиссии национальных университетов (НУК), профессор Питер Окебукола, вновь подтвердил необходимость реформирования системы образования страны.

Важность реформирования вызвана значительными изменениями в человеческой и экономической деятельности на национальном и международном уровнях, и поскольку образование имеет решающее значение для этих изменений, она должна быть улучшена для создания соответствующих человеческих ресурсов.

Основные проблемы, на которые следует обратить внимание:

–  недостаточный уровень охвата населения образованием, как начальным и средним, так и высшим;

– отсутствие качественных учебных программ, особенно по подготовке преподавателей;

– низкое качество образования;

– технические и профессиональные навыки не связаны с потребностями рынка и не ставят выпускников в конкурентное преимущество со своими коллегами из университетов.

Источник информации:

http://guardian.ng/news/reconstruction-that-nigerian-education-system-needs-by-okebukola/

  1. Улучшить управление научным сектором (Ангола)

(Agencia Angola Press)

Министр высшего образования, науки, технологий и инноваций Мария Розарио Браганса Самбо выступила на открытии Национального совета по науке, инновациям и технологиям (НИТ). Она указала на наличие несоответствия между декларируемой политикой и ее осуществлением в странах южной Африки, включая Анголу.

Она подчеркнула нехватку квалифицированных кадров для НИТ и неэффективное использование доступных финансовых ресурсов в качестве основных ограничений.

 «У Анголы не было собственного учреждения, которому было поручено финансировать деятельность НИТ. Но правительство приняло решение создать Фонд развития науки и техники в качестве органа финансирования науки».

Министр также подчеркнула, что государственные инвестиции должны еще больше сосредоточиться на сильных проектах, способствующих диверсификации экономики. Она отметила энергетику, водоснабжение, санитарию и строительство дорог, как имеющие решающее значение для производства товаров и услуг.

Источник информации:

http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/ciencia-e-tecnologia/2017/11/50/Minister-recommends-hard-work-end-disparity-science-sector,8573003b-8dec-47df-ab66-5d5efdbb248c.html

  1. Правительство предоставляет гранты для ученых вузов (Кения)

(STANDARD Digital)

Правительство выделило около 15 млн USD на исследовательские гранты для 411 вузовcких исследователей. 20 университетов получат деньги на развитие инфраструктуры, главным образом на современное научное оборудование. Национальный исследовательский фонд Кении будет продолжать стимулировать исследования путем целевого финансирования.

Источник информации:

https://www.standardmedia.co.ke/article/2001263177/government-releases-sh3-billion-in-research-grants-for-higher-education-researchers

  1. Премьер-министр за улучшение высшего образования (Танзания)

(The Citizen)

Премьер-министр Касиму Маджалива, выступая во время 33-го выпуска Открытого университета Танзании, сказал, что необходимо улучшить высшее образование в стране для выпуска квалифицированных кадров.

Он отметил, что экономика и индустриализация в странах с низким доходом, в том числе и в  Танзании не будет развиваться и не станет устойчивой, если уровень высшего образования не достигнет по крайне мере 23%. В настоящее время уровень образования в Танзании составляет 4%,  что ниже, чем у Демократической Республики Конго, которая, несмотря на долгую гражданскую войну, достигла 7%.

Источник информации:

http://www.thecitizen.co.tz/News/PM-for-improvement-of-higher-education/1840340-4211390-15r0g22/index.html

  1. Студенты-стажеры работают без оплаты (Зимбабве)

(University World News)

Отсутствие законодательства, регулирующего обязательную преддипломную практику студентов, оставляет многих отчаявшихся жителей Зимбабве открытым для эксплуатации, поскольку многие из них работают без какой-либо оплаты.

Каждый год 20 университетов страны набирают около 20 000 студентов. Многие компании, борясь с многолетним экономическим кризисом, не чувствуют себя обязанными платить студентам, полагая, что они делают им одолжение, предлагая им обучение на рабочих местах. При этом персонал некоторых компаний почти полностью состоит из неоплачиваемых студентов.

Положение стажеров усугубляется тем, что во время практики, которая длится от нескольких месяцев до года, они должны вносить полную оплату за обучение своим вузам.

Зимбабвийский национальный студенческий союз, крупнейший студенческий профсоюз страны, призвал правительство принять закон, который обяжет компании хотя бы предоставлять студентам транспортное пособие и питание. Кроме того, правительство должно на 50% субсидировать недавно введенные кредиты на высшее образование и требовать их возврат в течение 15 лет с 0 %.

В Великобритании есть Национальный законопроект о минимальной заработной плате для стажеров, в Южной Африке студенты получают стипендию. В Зимбабве нет таких законов, и это оставляет многих студентов открытыми для эксплуатации работодателями.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180118140430287

  1. Академия наук призывает к увеличению финансирование из местных ресурсов

(University World News)

Африканская академия наук (ААС) имеет инвестиционную привлекательность для правительств стран и частного сектора континента в деле создания региональных научно-исследовательских центров, которые будут способствовать увеличению научных разработок.

Президент ААС Феликс Дапаре Дакора считает, что ультрасовременные исследовательские центры будут дополнять существующую инфраструктуру в различных регионах континента, обеспечивая при этом проведение исследований мирового класса в Африке. И для их развития недостаточно полагаться на иностранных международных спонсоров, необходимо привлекать местные ресурсы.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180117103749702

  1. Полностью бесплатного высшего образования не будет (Марокко)

(University World News)

Правительство Марокко планирует ввести регистрационные сборы (но не плату за обучение) в государственных университетах для богатых марокканцев и финансовую помощь тем, кто не может оплатить взнос. Реакция общественности неоднозначная – многие считают такое решение «началом конца бесплатного высшего образования).

Регистрационный сбор будет зависеть от дохода семьи, а министерство внутренних дел проводит статистическое исследование для определения и классификации доходов домашних хозяйств. Очень важно четко определить, кто считается «богатым», и иметь системы для поддержки и внедрения новой структуры вознаграждения.

В настоящее время государство удовлетворяет расходы высших учебных заведений и финансирует их операционные бюджеты. Годовой бюджет высшего образования на 2018 год составляет около 6,4 млрд. USD. Сумма, предоставляемая каждому учреждению, зависит от количества студентов. Марокканские студенты также получают от государства стипендию в размере около 4 000 USD.

В настоящее время Марокко занимает 96 место из 118 стран в Global Talent Competitive Index 2017, что отражает относительно слабый вклад ее системы высшего образования в развитие навыков и привлечение и удержание талантов.

Университетская система нуждается в модернизации. Это включает переосмысление учебных планов и внедрение новых навыков, таких как использование технологий, понимание финансов и обучение практике обслуживания клиентов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180119090249920

  1. Университетам не хватает студентов (Кения)

(University World News)

В этом году университетам Кении предстоит борьба за студентов-первокурсников. Экзамен на получение сертификата о полном среднем образовании успешно сдали только 70 000 выпускников средних школ, при потребности вузов в 90 000 студентов. По-видимому, некоторые мало востребованные учебные программы университетов будут закрыты.

Комиссией Министерства образования по зачислению будут пересмотрены квоты университетов на прием студентов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180120122104194

 

  1. Британские университеты создают кампусы в Египте

(The National)

Последние барьеры, которые могли препятствовать британским вузам создавать филиалы на Ближнем Востоке, устранены после того, как Великобритания подписала соглашение с Министерством образования Египта на ежегодном Всемирном форуме по образованию в Лондоне.

Источник информации:

https://www.thenational.ae/world/europe/british-universities-to-set-up-campuses-in-egypt-1.698124

  1. Нигерийское образование нужно спасать

Нелегальные университеты Нигерии выпускают безработных из-за плохого качества обучения и устаревшей учебной программы, – заявил бывший губернатор штата Нигера Муазу Бабангида Алию, – необходимо принять активные меры для решения этого вопроса.

Алию подчеркнул, что стране нужна спасательная миссия: катастрофически большое количество детей не посещают школу. Причем их количество растет: если в 2015 году в Нигерии школу не посещали 10 миллионов детей, то к концу 2017 года их число таких детей увеличилось до 13 миллионов.

https://www.dailytrust.com.ng/aliyu-nigerian-universities-produce-unemployable-graduates.html