Тенденции развития высшего образования сквозь призму рейтинга ARWU

Опубликован юбилейный, 15 выпуск выпуск Академического рейтинга мировых университетов  (Academic Ranking of World Universities или ARWU), в котором представлен список 500 лучших университетов мира. В этом году ARWU впервые дополнен списком из 300 университетов, которые могут претендовать на то, чтобы попасть в топ-500.

В рейтинге продолжают доминировать Соединенные Штаты, но это уже не та система образования, которой все стремятся подражать: в число 100 лучших мире в 2017 году входят 48 университетов из США, это на 10 меньше, чем в 2003 году. В топ 500 количество университетов США уменьшилось на 26.

ARWU – это китайский проект, который был успешным в эпоху глобализации университетов. Первоначальная идея китайского правительства заключалась в том, чтобы измерить относительный прогресс своих университетов по сравнению с мировыми лидерами.

Очевиден значительный прогресс китайских вузов. В первом выпуске ARWU 2003 года в топ-100 не было ни одного китайского университета, а в топ-500 их было 19. Пятнадцать лет спустя в топ-100 вошли два китайские университеты, и по меньшей мере четыре имеют перспективу сделать это в ближайшие годы. Всего в топ-500 в 2017 году представлено 57 китайских университетов. Еще 55 китайских университетов входят в группу 501-800, и с большой вероятностью они смогут попасть в число 500 лучших в мире в течение следующих пяти-десяти лет.

Следующей наиболее прогрессирующей страной стала Австралия. Из 43 австралийских университетов 23 входят в число 500 лучших в мире, а еще четыре входят в список 501-800.

Можно отметить также улучшение позиций вузов таких стран как Южная Корея, Португалия, Саудовская Аравия.

При явном лидерстве США понесла наибольшие потери по количеству своих университетов в топ-500 рейтинга. Далее по потерям следуют Япония, Италия, Канада, Германия, Великобритания, Франция и Испания.

Унаследованным недостатком рейтинга ARWU является оценка престижа. Она определяется числом нобелевских лауреатов или отраслевых лидеров среди ученых и выпускников университета. Кроме того, акцент на исследователях с высоким индексом цитирования дает необоснованное преимущество тем вузам, чьи ученые находятся на вершине своих исследовательских областей. Тем не менее, ARWU вместе с двумя другими схемами ранжирования (QS и Times Higher Education) создали конкурентную среду, в которой желает участвовать большинство университетов мира. Рейтинги стали основой, которая определяет влияние, эффективность, качество и статус учреждения на национальной, региональной и глобальной арене.

Благодаря рейтингу ARWU очевидны значительные геополитические сдвиги в глобальном университетском ландшафте, что, в свою очередь, позволяет сделать определенные прогнозы на будущее.

Ослабление рейтингов образовательных систем развитых странах (например, в США и Западной Европе), вероятно, продолжится. В течение ближайших 10 лет развитие высшего образования Азии (в основном из-за Китая), скорее всего, усилится. В Центральной Европе, Латинской Америке и Африке наблюдается более медленный прогресс.

Бразилия, Россия и Индия по-прежнему не оказывают никакого влияния на рейтинг. Хотя есть обнадеживающие признаки улучшения, они отстали на много лет.

Источник информации