Жовтень / Октябрь 2017

ОБЗОР
рынка образовательных услуг Африки
Октябрь 2017 г.

По материалам University World News

Аннотации статей:

 

  1. Правила приема иностранных студентов будут ужесточены (Кения)

(University World News)

Обеспокоенные повышением уровня преступности, власти Кении ужесточают правила, касающиеся въезда иностранных студентов: с января 2018 года для приема в кенийские вузы им придется пройти проверку в полиции.

Кения борется с фундаменталистскими исламскими группировками, которые, как утверждается, вербуют молодежь страны. В докладе полиции, опубликованном в апреле, было указано, что значительное число молодых людей, получивших ученые степени в кенийских университетах, попали под влияние террористов и что университеты стали центрами радикализации и вербовки вербовщиками из Сомали и Сирии.

Кения ежегодно принимает более 5000 иностранных учащихся, главным образом для учебы в частных учреждениях и в основном из региона Восточной Африки.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171018093135418

 

  1. Центры передового опыта помогут устранить разрыв между вузами и промышленностью

(University World News)

Университеты из Южной и Восточной Африки стараются установить партнерские отношения между «африканскими центрами передового опыта» и частным сектором в целях содействия соответствующему и качественному образованию.

Финансируемый Всемирным банком, проект «Центры повышения качества высшего образования в Африке» направлен на содействие региональной специализации среди участвующих университетов в Африке в областях, направленных на решение региональных проблем и укрепление потенциала этих университетов для обеспечения качественного обучения и прикладных исследований.

Рассматривается возможность создания бизнес-инкубаторов, которые обеспечат стажировку и работу в реальных условиях для студентов и выпускников.

Очень важно следить за тем, чтобы сотрудники были в курсе новейших технологий и что выпускники обучаются определенным специальностям, требуемым отраслью для получения рабочих мест.

Университетам нужно понять динамику рынков, прежде всего промышленные потребности, затем разработать соответствующие учебные программы. Кроме того, университеты должны отслеживать, как выпускники действуют на рынках труда.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171020082418312

 

  1. Реализация соглашения по прикладным наукам (Восточная Африка-Германия)

(University World News)

Долгожданное двустороннее соглашение между Кенией и Германией, открывающее путь для создания запланированного восточноафриканско-германского Университета Прикладных Наук, может быть подписано в ноябре 2017 г., сигнализируя о возможности создания учреждения до конца 2018 года.

Университет будет предлагать в основном инженерные и научные программы, а также обучение на немецком языке для облегчения обмена студентами и сотрудниками. У студентов также будет возможность работать в Германии в рамках программы промышленного прикрепления.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171016121646521

 

  1. Подъем высшего образования в Африке: важность диалога

(University World News)

В марте 2015 года в Дакаре, Сенегал, был организован африканский саммит по высшему образованию на тему «Оживление высшего образования для будущего Африки». На саммите была сделана амбициозная декларация, подтверждающая «приверженность цели создания платформы для многосторонних заинтересованных сторон для определения стратегий преобразования сектора высшего образования в Африке».

На основе этой декларации и плана действий несколько стран провели национальные саммиты с целью продвижения своих секторов высшего образования.

Гана – Создание национального видения

Национальный саммит по высшему образованию в Гане «Создание национального видения и плана на 21 век» состоялся в ноябре 2016 года. Он имел три основные цели: выработать рекомендации относительно плана развития высшего образования; предложить структуру реализации; и предоставить информацию о высшем образовании для информирования о долгосрочном плане национального развития.

Видение основывалось на шести принципах разработки динамичной системы высшего образования, которая отвечает потребностям экономики, повышает благосостояние всех жителей Ганы, способствует построению нации и выстраивает демократическое гражданство. Принципами являются качество и превосходство, актуальность, эффективность, подотчетность, автономия и сотрудничество.

Стратегии достижения целей были изложены в восьми приоритетных областях, охватывающих следующие 30 лет. Стратегии предусматривают инклюзивное, справедливое и массовое высшее образование; экономически эффективную систему управления и создание механизмов повышения качества и развития передового опыта, сопоставимых с лучшими международными практиками.

Отмечается важность удовлетворения потребностей промышленности и торговли, развития науки и техники, создания последипломного образования и исследований, международного сотрудничества, а также диверсификации и дифференциации системы высшего образования.

Некоторые из контрольных показателей включают: общий коэффициент охвата – 70% к 2047 году; гендерный паритет к 2020 году; 50% зачислений в онлайн-программы дистанционного обучения к 2025 году. Кроме того, к 2030 году предполагается достижение уровня 10% аспирантов и 2,5% кандидатов в аспирантуру.

Нигерия – движение заинтересованных сторон

Нигерийский саммит «Использование разнообразия, дифференциации и обеспечения качества в возрождении нигерийской системы высшего образования» был проведен в ноябре 2016 года.

Цели саммита состояли в том, чтобы предусмотреть разработку глобально достоверных и локально соответствующих рамок и стратегий диверсификации и дифференциации высших учебных заведений при поддержке законодательными и политическими рекомендациями для их осуществления.

Саммит основывался на 12 принципах, включая предоставление высшего образования высшего класса, в то же время способствуя доступу, справедливости, подотчетности, институциональной автономии и академической свободе. Он также отметил предоставление адекватного финансирования при одновременном совершенствовании управления, институциональном сотрудничестве, связях и интернационализации.

Саммит также определил семь приоритетных областей действий и план действий для каждой области на ближайшей, краткосрочной и долгосрочной основе. К ним относятся диверсификация и дифференциация, пересмотр регулирующих законов и статутов, расширение партнерских отношений с различными заинтересованными сторонами, использование технологий передачи информации, содействие обеспечению качества и аккредитация и обеспечение устойчивого финансирования.

Танзания – путь к индустриализации

Саммит в Танзании «Повышение вклада высшего образования в процесс индустриализации Танзании» был организован с целью продвижения индустриализации на основе последнего национального плана развития с приоритетом в этом секторе.

Совещание руководствовалось пятью принципами – также приоритетными областями, которые включали повышение качества и соответствующего образования, исследований и инноваций, межсекторальных связей, участия академических кругов и частного сектора и диверсифицированного финансирования.

На саммите были определены восемь планов действий, в которых подробно описано более 45 конкретных планов действий. Они были сосредоточены на определении роли высшего образования в индустриализации страны и соответствующем стратегическом плане; обеспечении качества и актуальности требуемого человеческого капитала; совершенствовании исследований и обучения посредством интернатуры и инкубации; развитии индустриализации, туризма и сельского хозяйства.

В одном из 45 планов действий говорится: «Все учреждения должны совместно использовать общую учебную программу для развития человеческого капитала с конкретными навыками и знаниями, необходимыми для поддержки процесса индустриализации в Танзании к 2020 году». Это согласуется с другим уникальным планом действий: Пересмотреть учебную программу с включением индустриальной стажировки в рамках процесса обучения для всех программ, имеющих прямую связь с процессом индустриализации, начиная с июня 2018 года».

Африка имеет самый низкий показатель охвата учащихся в мире. Например, Малави часто цитируется как наиболее элитарная система с охватом до 1% от возрастной группы, и все же некоторые страны региона достигают двузначных цифр: Южная Африка и Египет имеют 20%, Гана –  более 16%.

Важно подчеркнуть, что эти саммиты должны рассматриваться как средство достижения цели, а не самоцель, – поддерживать импульс и еще больше укреплять достигнутые успехи. Национальным заинтересованным сторонам высшего образования необходимо стратегически поддерживать последующие действия, связанные с приоритетами, определенными национальными декларациями на высшем уровне, Декларацией Дакарской встречи на высшем уровне и Африканской стратегией образования континентального образования для Африки в 2016-2025 годах.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171016095029131

 

  1. Сокращение финансирования исследований – сдвиг в приоритетах? (Южная Африка)

(University World News)

Недавнее заявление Национального исследовательского фонда Южной Африки о сокращении финансирования для ведущих исследователей, начиная с начала 2018 учебного года, вызвало обеспокоенность в научных кругах страны.

Причиной данного решения стало желание стимулировать создание знаний, инноваций и развития во всех областях науки и техники, включая знания коренных народов, и тем самым способствовать улучшению качества жизни всех южноафриканцев.

Эта переориентация позволит предоставить средства для поддержки молодых талантливых исследователей, увеличения средств, доступных для конкурсных грантов на исследования, а также повысить стипендии аспирантам.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2017101814573828

 

  1. Университет африканского лидерства открывает второй кампус (Руанда)

(University World News)

Африканский лидерский университет открыл двери для своего второго кампуса на континенте, что является частью долгосрочной цели обучения 20 миллионов молодых африканцев в 25 кампусах к 2060 году.

Первый кампус открылся в Маврикии в 2015 году. Африканский лидерский университет или ALU гордится инновационным обучением. Помимо подготовки студентов, ALU надеется сформировать лидеров, которые возьмут на себя решение самых важных проблем, стоящих перед Африкой сегодня. С этой целью одна из программявляется «глобальным вызовом». Идея «глобальных вызовов» заключается в том, что она способствует обучению на основе миссий, позволяя учащимся согласовывать свое обучение вокруг проблемы, которую они хотят решить. «В конечном счете, мы хотим, чтобы учащиеся чувствовали свою собственную миссию, согласуясь со своей целью в жизни. И мы формализовали эту идею в определенной степени», – сказал основатель ALU Фред Сунайкер.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171021075328497

 

  1. Государство поддерживает технические университеты, политехникумы (Гана)

(University World News)

Правительство обязалось оказать сильную поддержку техническим университетам и политехникам – повысить качество обучения в них с целью стимулирования индустриализации страны.

Заместитель министра образования д-р Яу Осей Адутвун сказал: «Мы не можем недооценивать место технического университета и политехнического обучения в предстоящем движении страны к процветанию».

Исходя из этого, правительство было настроено уделять достаточное внимание техническому и профессиональному образованию и обучению – производить продукты с «необходимым практическим применением знаний или технических навыков», которые были структурированы для удовлетворения «наших экономических и социальных вызовов».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171021082006264

 

  1. Президент закрывает англоязычные университеты (Камерун)

(University World News)

Президентом страны Полом Бией были закрыты два основных государственных вуза в англоязычном Камеруне – Bamenda на северо-западе и Buea на юго-западе, что произошло на фоне заявлений о беспрецедентной военной силе, используемой для подавления беспорядков со стороны сотрудников и студентов, которые требуют большей независимости для своих англоязычных регионов.

Администрация университетов заявляет, что диалог между франкоязычным населением страны (подавляющее большинство) должен контролироваться Африканским союзом и Организацией Объединенных Наций в целях обеспечения того, чтобы взаимные соглашения были юридически обязательными для всех сторон. Минимальным условием обеспечения мира, прогресса и значимого развития является восстановление Конституции октября 1961 года, которая гарантирует подлинный федерализм, когда англоязычные и франкоязычные регионы являются равными партнерами.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171010121644957

 

  1. Высшее образование Африки в Докладе о глобальной конкурентоспособности

(University World News)

Опубликован Доклад о глобальной конкурентоспособности 2017-18 (Global Competitiveness Report 2017-18), в котором подчеркивается, что для положительной отдачи от инвестиций в высшее образование решающее значение имеют: развитая современная экономика, современные учебные планы и эффективные стили преподавания. В соответствии с Глобальным индексом конкурентоспособности, высшее образование и обучение являются одним из 12 столпов, используемых для ранжирования стран.

В докладе отмечается, что самой конкурентоспособной страной Африки к югу от Сахары с точки зрения высшего образования и профессиональной подготовки является Маврикий.

Из рассматриваемых в глобальном масштабе 137 стран только шесть стран Африки к югу от Сахары входят в первую 100. Маврикий находится на позиции 52, затем Южная Африка 85, Сейшельские острова 94, Ботсвана 96, Кения 97 и Гана 98. Эти страны имеют лучшие высшие учебные заведения и политику. Они смогли повысить качество высшего образования, чтобы направить лучшие таланты на рынок труда.

Танзания, Бурунди, Сьерра-Леоне, Либерия и Чад имеют наихудшие показатели и занимают позиции 130, 131, 132, 133 и 134 соответственно, а Мавритания занимает последнее место в мире – 137.

По сравнению с прошлым годом, большинство африканских стран улучшили свой рейтинг по высшему образованию и обучению. Однако Южная Африка, Замбия, Ботсвана, Либерия и Намибия скатились с прошлогодних позиций, в то время как Кения, Маврикий и Зимбабве сохранили свои позиции.

В докладе говорится, что среди стран Африки с формирующейся и развивающейся экономикой ухудшение уровня будущего человеческого капитала грозит Южной Африке и Нигерии, в то время как Руанда и Кения являются примерами стран, улучшающих будущий уровень квалификации своих сотрудников.

Качественное высшее образование и обучение имеют решающее значение для экономик, которые хотят продвинуть цепочку создания стоимости за пределы простых производственных процессов и продуктов. “Сегодняшняя глобализирующаяся экономика требует от стран поддержки пулов хорошо образованных работников, которые могут выполнять сложные задачи и быстро адаптироваться к изменяющейся среде и меняющимся потребностям производственной системы», – говорится в отчете.

«На университетском уровне система образования должна преподавать компетенции, имеющие отношение к современной экономике».

Африканским странам необходимо больше инвестировать в преподавательский состав в университетах для обеспечения качественного образования. Им также необходимо больше инвестировать в исследования и инновации, которые являются ключевыми для оценки уровня студентов, которые производят университеты.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171011113013112

 

 

  1. Университеты под перекрестным огнем (Кения)

(University World News)

Академический календарь во многих вузах Кении имел перерывы в связи с выборами в стране и забастовками студентов и преподавателей

3 октября вице-канцлер Университета Найроби профессор Питер Мбити объявил о бессрочном закрытии второго по величине учреждения в стране после студенческих волнений, которые, как считается, связаны с нынешней изменчивой политической обстановкой в стране.

Союз академических кадров университетов уведомил, что забастовка с участием 31 государственного университета страны была направлена на то, чтобы заставить правительство соблюдать базовую зарплату и соглашение о дотации на жилье, согласованное сторонами два года назад. Правительство заявляет, что оно не выполнило свою часть сделки из-за бюджетных ограничений, связанных с общими выборами, которые стоили стране более 600 миллионов долларов США.

Низкая зарплата вынуждает лекторов из кенийских университетов эмигрировать не только в Европу и Северную Америку, но и в соседние страны, такие как Ботсвана, Уганда, Танзания и Руанда, где преподаватели получают большую оплату при меньшем количестве студентов в группах. Помимо плохой оплаты, преподаватели жалуются на нехватку времени для проведения научных исследований из-за обязательств по обучению студентов.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171011125212309

 

  1. Университеты Восточной Африки участвуют в решении проблем здравоохранения

(University World News)

Совместная инициатива, проводимая школами медицинских наук Университета Макерере в Уганде и Университета Маунт Кении будет способствовать проведению исследований и разработке инноваций для решения проблем здравоохранения, вызванных изменением климата и вспышками болезней, такими как Эбола, которые оказывают непосредственное влияние на экономику пострадавших стран.

Университеты уже перечислили 100 000 долл. США в виде первоначального взноса на эту инициативу, и ожидается, что другие университеты региона также присоединятся.  Для управления фондом и его исследовательской деятельности была создана команда из известных ученых.

По словам д-ра Стэнли Кандже, главного исследователя в УМК, восточноафриканские университеты будут сотрудничать в области совместного обучения и проведения исследований для студентов и аспирантов посредством программ обмена.

Основная цель инициативы – стимулировать общение, сотрудничество и партнерство между университетами Восточной Африки, поощрять обмен студентами и преподавателями, а также разрабатывать удвоенную учебную программу, повышая тем самым качество образования и ресурсы обоих учреждений.

Благодаря такому сотрудничеству восточноафриканские университеты будут более склонны конкурировать с учреждениями в регионе и на континенте, особенно в области исследований и инноваций.

Партнерство улучшит подготовку и исследования в университетах и объединит регион Восточной Африки в долгосрочной перспективе.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171006131434168

 

  1. Университеты подтверждают мандаты STEM (Зимбабве)

(University World News)

В условиях жестких экономических условий университеты Зимбабве, ориентированные на подготовку специалистов в области науки, техники, инженерии и математики, или STEM, игнорируют правительственную директиву о преимущественном преподавании предметов, связанных с наукой.

Министр высшего образования страны Джонатан Мойо поручил университетам выполнять свои первоначальные мандаты во время своего посещения вузов. Он был назначен в 2015 году и с тех пор продвигает преподавание предметов STEM.

В директиве министерства говорится, что соотношение STEM и остальных предметов должно быть 70:30.

Ввиду экономического кризиса многие университеты стали переориентироваться на дисциплины коммерческого типа, которые, преподавать выгоднее, чем научные предметы, и которые пользуются высоким спросом со стороны студентов. Согласно Национальному университету науки и техники, или NUST,  средний расход на преподавание дисциплин STEM на одного студента почти вдвое больше, чем на студента, не участвующего в STEM.

Вице-канцлер Университета Зимбабве Леви Ньягура сказал, что институт пересмотрел свою учебную программу для продвижения STEM.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171006150136184

 

  1. Оптимизация высшего образования в регионе Южной Африки

(University World News)

Южноафриканская региональная ассоциация университетов (Southern African Regional Universities Association или SARUA) стремится к более тесному сотрудничеству с Сообществом по вопросам развития стран юга Африки (Southern African Development Community или SADC) и  органами управления региональных университетов как способом обеспечения того, чтобы университеты – как производители знаний и разработчики человеческого потенциала – играли более активную роль в осуществлении региональных стратегий развития и создании институционального потенциала.

Об этом говорилось на конференции Международной ассоциации образования Южной Африки “Региональная интеграция и сотрудничество: роль высшего образования в регионе SADC, состоявшейся в Дурбане, Южная Африка, в августе 2017 г.

Среди возможностей взаимодействия отмечались такие: расширение диалога между высшим образованием и промышленностью в поддержку развития соответствующих квалификаций и результатов исследований; и новые исследования для поддержки разработки и реализации стратегий создания цепочки добавленной стоимости.

Планируется продолжить разработку региональной системы квалификаций и региональной программы развития потенциала в области обеспечения качества, что приведет к повышению мобильности студентов и сотрудников, а также академической гармонизации.

Важным этапом станет разработка всеобъемлющей базы данных университетов SADC, институциональных ниш и специализаций может связать отрасль с региональными центрами передового опыта, создавая большую согласованность между секторами образования и обучения и потребностями рынка труда.

Следует обратить внимание и на качество образования, это признанный приоритет для высшего образования в Африке, и в настоящее время существует множество инициатив в области континентального и регионального развития, направленных на согласование систем аккредитации, внешних механизмов обеспечения качества, развития потенциала для внутреннего обеспечения качества, развития систем передачи кредитов и обеспечения мобильности студентов и преподавателей.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171006154014327

 

  1. Университеты обратили внимание на инновации (Алжир)

(University World News)

После многих лет летаргии, инерции и бюрократии вузы страны продвигают новый подход к высшему образованию, который в большей степени основан на инновациях, предпринимательстве и партнерских отношениях с частными и публичными компаниями.

Признаки перемен заметны по тому, что многие университеты вступают в партнерские отношения именно с теми частными и государственными компаниями, которые нацелены на стимулирование инноваций и предпринимательства. Растет количество контрактов, совместных проектов, внедряются самые передовые идеи.

Фатиха Слимани, помощница губернатора Алжира, сказала, что следует «поощрять молодых людей, инновации и все новые технологии. Нормально спонсировать и участвовать в финансовом плане в этом направлении для поддержки успешных кандидатов и тем самым способствовать реализации их идей».

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171003111028812

 

  1. Несоответствие навыков угрожает экономическому росту Африки

(University World News)

Восточноафриканский регион рискует столкнуться с крахом своих долгосрочных целей экономического роста из-за расширения разрыва между потребностями рынка труда и квалификацией выпускников вузов – отмечает Всемирный банк.

В своем последнем докладе «Africa Pulse», опубликованном на прошлой неделе, Всемирный банк подчеркнул, что рабочая сила региона является одной из наименее квалифицированных в Африке, что сдерживает экономические перспективы. И это несмотря на большие инвестиции со стороны ряда стран – Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и Танзании – в развитие навыков персонала, а также государственных расходов на образование, которые составляют около 15% общегосударственных расходов и почти 5% ВВП. Это самый большой показатель среди развивающихся регионов.

В докладе представлена удручающая картина качества выпускников высших учебных заведений Восточной Африки, большинство из которых не имеют навыков для трудоустройства, таких как техническое мастерство и базовые возможности работы.

Чтобы добиться роста производительности, следует сосредоточиться на программах технического и профессионального образования, обучения в области высшего образования, предпринимательства и бизнеса, ориентированных на спрос, связанных с каталитическими секторами, такими как сельское хозяйство и производство.

В докладе отмечается, что улучшение уровня высшего образования на рынке труда потребует согласования учебной и исследовательской деятельности в государственных и частных университетах с потребностями рынка.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171025161710345

 

  1. Новые программы STEM для индустриализации

(University World News)

Рабочая группа, созданная для обновления высшего образования в Зимбабве около полугода тому назад, заявила об учреждении новых университетских программ, которые будут стимулировать индустриализацию и модернизацию экономики посредством науки, техники, техники и математики или STEM.

Председатель Целевой группы по трансформации высшего образования для индустриализации и модернизации Университета Зимбабве, вице-канцлер профессор Леви Ньягура, сказал, что университеты пересмотрели свои учебные планы и обновили свои академические программы в новом направлении для решения существующих экономических задач.

Нягура перечислил новые программы в области авиационной техники, оптометрии, судебной медицины, возобновляемых источников энергии, геофизической разведки, прикладной биотехнологии, селекции растений и биотехнологии, производства скота и добавок, систем и технологий для пищевой промышленности, систем механизации сельского хозяйства и управления, географической информации и наблюдения Земли, метеорология и климатология, оториноларингология, ортодонтия, исследования культуры и наследия.

Он сказал, что с мая университеты провели аудит физических и человеческих ресурсов, а также аудиты правовых и законодательных рамок, чтобы позиционировать себя для эффективного участия в смене парадигмы.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171026150510737

 

  1. Частные университеты оспаривают закрытие (Руанда)

(University World News)

Лидеры университетов из пяти преимущественно иностранных университетов обратились к президенту Руанды Паулю Кагаме с просьбой о том, чтобы Совет по высшему образованию Руанды отменил свое решение об их закрытии с 20 октября 2017 г.

Причиной закрытия явилось несоблюдения рекомендаций правительственной проверки в начале этого года. Однако руководители пострадавших университетов считают это решение предвзятым и несправедливым, отмена лицензий прошла без надлежащих консультаций, не все претензии являются обоснованными.

Между тем закрытие означало, что студентам пришлось поступать в другие вузы. Больше всего пострадают студенты последних курсов, поскольку многие уже начали работу над диссертационными проектами и исследованиями и теперь должны будут работать с новыми руководителями, и придется понести неизбежные расходы на передислокацию.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171027071144525

 

  1. Чернокожим студентам было лучше в 1980-х годах (Южная Африка)

(University World News)

Согласно недавно опубликованным статистическим данным, доля чернокожих выпускников вузов в 1975 году составляла почти 15%, но с тех пор этот показатель снизился примерно до 5%. И эта цифра не может объясняться ростом белокожего населения, которое выросло за эти годы не более чем на 5 %. Таким образом, условия для обучения в рамках апартеида для чернокожих южноафриканцев были гораздо более благоприятными, чем сейчас.

Цифры также показывают, что финансирование увеличивается, но дополнительные средства, выделенные правительством, по-прежнему недостаточны для удовлетворения потребностей высшего образования.

Источник информации:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20171028065614464