Обзор. Латинская Америка 01-05.02.2016

 Дайджест составлен специалистом отдела – Иваном Черным

  1. Рынок и государство: кто победит в противоборстве за новый закон о высшем образовании? (Перу)

“Образование не может регулироваться рынком”, – заявил президент Перу Ольянта Умала после утверждения «Закона об университетах”, который знаменует принятие невиданных ранее радикальных изменений в высшем образовании.

Закон, принятый в 2015 году, впервые устанавливает жесткое регулирование деятельности вузов, невыполнение закона автоматически лишает их образовательной лицензии.

Принятие закона не прошло гладко, сопротивление наблюдалось в основном со стороны недобросовестных частных университетов, которые и стали главной мишенью нового регулятивного режима. Такие университеты предоставляют услуги низкого качества и действуют как заводы, “штампующие” дипломы за деньги без прививания студентам навыков, необходимых для выживания в реальном мире.

Президент Умала прямо заявил, что “студентов обманывают”, а университеты и, в частности, их ректоры получают недопустимые прибыли. Например, месячная заработная плата Луиса Сервантеса Линана, ректора Университета Гарсиласо де ла Вега, составляла $ 600 000, а предприниматель Сезар Акуна под прикрытием университета создал бизнес-империю для финансирования собственной избирательной президентской кампании.

В новом законе предусмотрены требования к преподавательскому составу, теперь для них обязательно наличие высшего образования.

Ограничиваются также академические свободы. Учебные программы подлежат обязательному утверждению Национальным Управлением Образования (SUNEDU), которое специально создано для контроля выполнения закона.

 

  1. Международный альянс по улучшению качества образования в Боливии

Открытый университет Каталонии (Барселона, Испания), член ICDE, и организация Fe у Alegria (Кочабамба, Боливия) объединили свои усилия с целью улучшения использования новых информационных технологий в области высшего образования и непрерывного обучения. В течение 2016 года Открытый университет Каталонии будет проводить подготовку технического персонала организации Fe у Alegria с целью разработки, вместе с участвующими в координации 10 000 преподавателями, учебных программ для 415 образовательных сообществ организации по всей стране. Такая инициатива очень важна для страны с ограниченными финансовыми возможностями.

Данное организационное сотрудничество позволит создать большое количество образовательных программ с широкими социальными последствиями для более чем 182 000 студентов, посещающих центры образования Fe у Alegria в Боливии.

Команда из 120 боливийских профессионалов при поддержке Открытого университета готова внести свой вклад в улучшение качества образования в Боливии, в дело снижения неравенства, нищеты и социальной изоляции малообеспеченных и маргинальных слоев населения.

 

  1. Франция и Уругвай подписали соглашение о взаимном признании дипломов

Во время официального визита президента Уругвая во Францию состоялось подписание соглашения о взаимном признании дипломов Франции и Уругвая. В присутствии президента Франции Франсуа Олланда и президента Уругвая Табаре Васкеса соглашение подписали – от Франции Жак Комби, президент Комитета по международным отношениям CDEFI, от Уругвая – Роберто Макарян, президент Университета Республика (Монтевидео).

Это соглашение направлено на содействие Франции развитию высшего образования и научных исследований в Южной Америке

  1. Новая победа чилийских преподавателей

В январе 2016 года парламентом Чили был утвержден закон, называемый “Новая национальная профессиональная дорожная карта”, принятие которого ознаменовало новую победу чилийских профсоюзов. Согласно закону, преподавателям будет повышена зароботная плата, уменьшена академическая нагрузка, предоставлены пенсионные бонусы и возможность повышения квалификации.

 

  1. Государственные колледжи США готовы предоставить скидки студентам из Мексики

Законодатели штата Нью-Мексико (США) рассмотрели возможность снижения оплаты за обучение в государственных колледжах для студентов из мексиканских штатов Чиуауа и Сонора. Предложение будет рассмотрено и утверждено в 30-дневный срок Законодательным финансовым комитетом штата.

  1. Сотрудничество вузов Бразилии и Нидерландов

Университет Твенте (Нидерланды ) и Технологический институт аэронавтики – Instituto Tecnológico de Aeronáutica  (Бразилия) – подписали соглашение о двойном дипломе.  Это партнерство позволит студентам, обучающимся в Твенте по специальности “Машиностроение”, не только получить степень магистра в Бразилии, но и стажироваться в компании Embraer, крупнейшем производителе самолетов в мире.

 

  1. Бразильские университеты далеко не флагманские

В профессиональных кругах широко обсуждается только что изданная книга “Новый флагманский университет: изменение парадигмы от глобального рейтинга к национальным потребностям” (The New Flagship University: Changing The Paradigm from Global Ranking to National Relevancy), которую написал в соавторстве ученый из Университета Калифорния (Беркли, США) Джон Дуглас.

Ниже приводится мнение профессора кафедры политических наук Университета Сан-Паулу (Бразилия) Лизабет Балбачевски.

Понятие “новый флагманский университет”, как изображается в книге Джона Дугласа, объединяет две различные идеи о том, каким же должен быть ведущий университет. Во-первых, он должен обеспечивать традиционное для любого университета качественное академическое образование. Во-вторых, такой университет должен занимать активную позицию в социальном и региональном развитии своей страны.

Университет Сан-Паулу (USP) не соглашается с авторами такой концепции, выдвигая весомые аргументы.

С академической точки зрения задачи университета предельно ясны и не подлежат критике. Так, начиная с 1980 года все преподаватели USP обязаны иметь докторскую степень. На сегодня 99,8% академических сотрудников USP являются докторами и активно занимаются научными исследованиями. Такого показателя не имеют даже лучшие университеты Латинской Америки.

В 2015 году почти 34% из 89000 студентов USP были соискателями докторских и магистерских степеней по 323-м учебным программам. В 2014 году университет присвоил 2 704 докторских степеней, являясь лидером в последипломном образовании. В 2014 году 20% лучших международно признанных учебных программ страны обеспечивал USP.

Однако, несмотря на свои научные и академические достижения, а также ведущую роль на региональном уровне, по показателям социальной работы USP не соответствует званию нового флагманского университета.

На примере USP можно рассмотреть те недостатки политики функционирования бразильских университетов, которые не позволяют считать их “флагманскими”.

В Бразилии наблюдается сильные социальное неравенство, однако в течение последних 10 лет USP активно выступал против принятия программы квот для национальных меньшинств и детей из малообеспеченных семей, хотя это противоречит политике демократизации, проводимой правительством Бразилии.

С конца 1990-х годов университет не соглашается расширять профессиональную подготовку магистров в ущерб академической – а это одно из главных требований реформы, предложенной в 1996 году Министерством образования.

Несмотря на то, что USP играет важную системную роль в бразильском высшем образовании, обеспечивая присвоение 18% всех докторских степеней страны, ведущая роль никогда не поддерживалась руководством университета. Хотя ученые из USP и участвуют в большинстве основных исследовательских программ страны, университет никогда не развивал сотрудничество с другими научными учреждениями страны.

Что же представляет собой недостающее звено, отсутствие которого не позволяет USP стать новым флагманским университетом. Основные проблемы возникают из-за несовершенства процесса управления. Как и все другие бразильские университеты, USP не имеет подразделения, способного организовать и проводить независимую политику развития связей со всеми внешними заинтересованными сторонами.

Начиная с 1987 года, бразильские университеты получили прямое финансирование в размере 4,5% ВВП страны, и с тех пор USP достигла комфортного состояния неограниченной академической и финансовой автономии. Эта неограниченная автономность, нежелание воспринимать поступающие извне запросы сделали ректора и высшее руководящее звено заложниками администрирования и внутренней борьбы за власть.

Данная ситуация, в сочетании с политизацией жизни университета, не позволяет университету стать реальным флагманом, обеспечивая лидерство и активное сотрудничество с другими вузами. Только в случае решения проблем, стоящих перед обществом, Университет Сан-Паулу сможет сыграть стратегическую роль в социально-экономическом развитии

  1. Анонс конференции в Бразилии

Бразильская Ассоциация международного образования (FAUBAI) приглашает принять участие в международной конференции FAUBAI-2016, которая состоится 16-20 апреля 2016 года в г. Форталеза, Бразилия. В рамках конференции будут обсуждаться вопросы, связанные с социальной ответственностью за развитие интернационализации высшего образования.

 

9. Новая книга о проблемах высшего образования в Латинской Америке

В издательстве Шпрингер вышла новая книга “Тенденции и проблемы в сфере науки и высшего образования. Развитие потенциала в Латинской Америке” (Trends and Challenges in Science and Higher Education. Building Capacity in Latin America. Editors: Horta, Hugo, Heitor, Manuel, Salmi, Jamil. 2016)

В книге обсуждается, какую совместную роль наука и политика в области высшего образования могут сыграть в дальнейшей демократизации и социально-экономическом развитии стран Латинской Америки. Сделан вывод, что демократизация и развитие могут быть достигнуты двумя взаимодополняющими способами: 1) расширение доступа к знаниям путем формальных процессов обучения высшего образования, и 2) повышение профессиональной квалификации населения при одновременном укреплении научно-исследовательских институтов. Подробно обсуждаются три основных проблемы, с которыми сталкивается большинство стран Латинской Америки в эпоху глобализации, касающиеся знаний и постоянно эволюционирующего учебного процесса. Эти проблемы заключаются в необходимости расширить доступ к высшему образованию; сделать этот доступ более социально сбалансированными; преодолеть последствия длительного перерыва в инвестировании в сферу производства и распространения знаний.

По материалам: Latin Correspondent, International Council for Open and Distance Education, Conference des Directeurs des Ecoles Francaises d’Ingenieurs, Education International, University of Twente, University World News, Associated Press.