Дискуссии относительно путей построения «университетов мирового уровня» в Индии чаще всего включают сравнение лучших индийских университетов с ведущими университетами мира, которыми традиционно считаются университеты США и Великобритании.
Однако в последние годы яркий пример развития демонстрируют университеты Азии. И если Индия стремится иметь университеты мирового уровня, было бы неплохо обратиться к опыту соседних стран.
В 2017 году согласно рейтингу Times Higher Education в пятерку лучших университетов Азии вошли Национальный университет Сингапура, Пекинский университет, Университет Цинхуа, Технологический университет Наньян и Университет Гонконга. Они также входят в число 55 лучших университетов мира.
Сравнение показывает, что для достижения мирового уровня университетам Индии следует:
- Значительно увеличить объемы финансирования (в 10 и более раз). Учитывая, что бюджет страны в полном объеме не сможет обеспечить требуемое финансирование, необходимо искать дополнительные источники и частично использовать самофинансирование;
- Увеличить количество студентов. В лучших университетах Азии учится до 40 тыс. студентов, в индийских – 3-4 тыс.
- Типичный университет мирового класса – это всесторонний университет, поэтому необходимо расширять свою деятельность. Не следует специализироваться исключительно на дисциплинах, связанных с наукой и технологией, нужно также продвигать социальные и гуманитарные науки.
- Университет нельзя рассматривать вне его социально-экономического контекста. Поэтому для достижения статуса «мирового класса» университет нуждается в благоприятной местной и национальной социально-экономической среде. Однако, когда речь идет о производительности экономики в целом и в секторе высшего образования, в частности, ситуация в Индии является мрачной по сравнению с азиатскими странами с лучшими университетами.
- Увеличить общий коэффициент охвата в высшем образовании, т.е. общий охват молодежи, имеющей право на учебу. В 2015 году в Индии он составлял всего 27%, для сравнения: в Китае – 43%, Гонконге – 68%, Турции – 95%.
Успехи ведущих азиатских университетов произошли в определенное время и в конкретном социально-экономическом контексте развития. Очевидно, что индийские университеты, учитывая социально-экономические ограничения, не смогут в полной мере воспроизвести опыт своих сингапурских или китайских коллег.
Однако уже настало время наметить ориентиры и подумать о том, что можно сделать для улучшения ситуации. Индии следует разработать собственное видение университетов мирового уровня, которые являются как глобальными, так и региональными, хотя своими корнями они все еще уходят в национальные и местные проблемы страны.