Конкуренция университетов в сфере образовательных услуг

educationПри выборе высшего учебного заведения абитуриенты обращаются, прежде всего, к справочникам/путеводителям по вузам. И здесь следует отметить, что мир буквально наводнен книгами, журналами и веб-страницами с описанием лучших университетов Америки, Африки, Австралии, Великобритании, Канады, Индии, Японии …

Есть также справочники по ведущим университетам с конкретной специализацией – например техническим университетам – или описывающие лучшие вузы по регионах, а также перечни лучших бакалавриатских, магистерских и аспирантских курсов.

Безусловным  лидером по выпуску путеводителей по вузам остаются США. Главное внимание уделено ранжированию собственных университетов, но представлены также и лучшие университеты из других стран. Типичным примером является справочник the 100 Best Universities in the World Today, в котором акцент сделан на американские и британские институты, а уж затем описываются вузы из  Европы и Азии.

Еще одним популярным изданием из США является Best Global Universities от US News, в котором рейтинг университетов основан на результатах научных исследований и репутации каждого учреждения.

Справочник из Великобритании, the Complete University Guide предлагает  описание 270 британских университетов, ранжированных по 10 показателям, важным с точки зрения студентов.

На прошлой неделе була опубликована последняя редакция справочника по лучшим университетам Австралии Good Universities Guide  (GUG). GUG предоставляет собой полный список австралийских высших учебных заведений, что позволяет студентам сравнивать рейтинги, учебные курсы, стоимость обучения, удобства кампусов и возможности по занятости студентов.

Еще в начале 1990-х годов количество подобных справочников было небольшим и ограничивалось одной или двумя странами, в которых описывались свои  учреждения. Но именно с этого времени студенты из развивающихся стран начали искать возможность получить высшее образование за рубежом, и западные университеты оказались игроками на новом рынке образовательных услуг, где они стали получать достаточно большие прибыли.

К 2000 году, за пределами своих стран обучались уже около 2 миллионов студентов, большинство в США, Великобритании и Австралии. В текущем году этот показатель приблизился к 5 млн, а объем рынка исчисляется миллиардами долларов, причем все больше стран пытаются привлечь иностранных студентов в свои учреждения.

На сегодня по прежнему всего несколько стран продолжают доминировать на международном рынке образовательных услуг. Первые шесть стран привлекают половину мобильных студентов мира. США по-прежнему является лидером с около 18% всех иностранных студентов, Великобритания – 11%, Франция -7%, Австралия – 6%, Германия – 5%, Россия и Япония – 4%, Канада – 3% и Китай – 2%.

Университеты Китая неизменно повышают свои мировые рейтинги и намерены  привлечь все больше иностранных студентов, особенно из стран Азии и Африки.

Поскольку все большее количество стран пытаются привлечь иностраных студентов, число обучающихся в первой пятерке принимающих стран снизилось с 56% в 2000 году до менее чем 50% в 2015 году.  С Австралией и Японией, традиционнно лидировавших на рынке образовательных услуг в Восточной Азии и бассейне Тихого океана, в настоящее время конкурируют Китай, Малайзия, Корея, Сингапур и Новая Зеландия.

В арабских странах – Египте, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах также предпринимают активные усилия по набору студентов из-за границы, эти три страны уже сейчас принимают почти 4% мобильных студентов мира.

Источник