ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ АФРИКАНСКИХ УНИВЕРСИЕТОВ В РАЗВИВАЮЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Дело университетовНа протяжении десятилетий, африканские университеты, в частности те, что финансируются государством, играли значительную роль в развитии человеческих ресурсов для государственного бюрократического аппарата. Тем не менее, африканские университеты имели минимальное воздействие на «производство» таких людей, которые могли бы решить проблемы развития, преследующие африканский континент. На самом деле, выпускники университетов, скорее увековечивают существующий порядок, нежели преобразуют государственные организации. Они проникнуты колониальным чувством права, отсутствием навыков по решению проблем, демонстрируют низкий уровень производительности труда.
В качестве примера решения вопроса можно проанализировать ситуацию в Гане. Учитывая бесчисленные социальные, экономические и политические проблемы, стоящие перед Ганой, какие университеты ей нужны?
Учебные планы, педагогическая и философская ориентация классических университетов направлены на подготовку студентов к государственной службе. Частные классические университеты выводят свою основную миссию из простого расширения доступа к университетскому образованию, уделяя особое внимание обучению, подготовке студентов для профессиональных областей (таких, как человеческие ресурсы, бухгалтерский учет, управление, информационные технологии и теология), получению прибыли. В условиях рыночной экономики с ее дерегулированием высшего образования, часть предпринимателей открыли для себя возможность получения прибыли путем создания частных университетов и университетских колледжей в Гане. Сейчас страна нуждается в «развивающих университетах», а не классических вузах, которые доминируют в высшем образовании с момента достижения политической независимости.
В 1957 г. в выступлении Kwame Nkrumah – первого президента Ганы – было сформировано следующее видение развивающих университетов для Ганы и остальной части Африки: «Мы должны стремиться к африканскому взгляду на проблемы Африки. Это не означает, что западные методики и методы не применимы к Африке. Это, однако, означает, что в Гане мы должны смотреть на любую проблему с африканской точки зрения». И далее: «Вся наша образовательная система должна быть направлена на содействие производству научно и технически мыслящих людей. Мы должны производить, в силу необходимости, техническое образование более высокого уровня, чем это нужно во многих самых развитых странах Западного мира».
Хотя обучение выступает частью миссии развивающих университетов, оно не является их доминирующим приоритетом. Основной есть исследовательская деятельность, подготовка студентов к участию в социальной и научно-исследовательской деятельности. Именно благодаря этому проблемы тропической Ганы в области здравоохранения, сельского хозяйства, санитарии, энергетики. Развивающие университеты лишены застоя и видят себя агентом или узлом развития. Соответственно, они поддерживают партнерские отношения с государственными, отраслевыми и общественными организациями.
Почему же развивающие университеты? Во-первых, для Ганы актуальными остаются проблемы тропических болезней, нищеты, голода, детской смертности, низкой производительности труда. Важно, чтобы новые университеты вносили вклад в решение указанных проблем. Во-вторых, социальная роль классических университетов в Гане всегда заключалась в воспроизводстве колониальных отношений, а не какой-либо их трансформации. Студенты лишены возможности критически оспаривать колониальный запас знаний, а лишь бездумно потребляют импортированный набор информации. Это значит, что некоторые из элементов евро-американской или азиатской суммы знаний могут не иметь никакого значения в контексте африканских проблем. В-третьих, большое количество научно-исследовательских институтов и организаций находятся в спящем состоянии, ожидая руководства в научных и прикладных исследованиях, возможности внести вклад в развитие страны.
Конечно, классические университеты Ганы предлагают программы по получению степени в области машиностроения, медицины, менеджмента, экономики, психологии, антропологии и социологии, но они не предназначены для развития критических и аналитических навыков у студентов.

Больше информации здесь: