ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТ “ВЕДУЩИЙ МИРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Вашему вниманию предлагается статья Юкико Симми (доцент Университета Хитоцубаси) и Акиёси Йонедзава (доцент Нагойского университета) “Японский проект “Ведущий мировой университет””. В статье проанализированы основные характеристика проекта, а также высказаны определенные сомнения, связанные с возможными последствиями этого проекта.

Проект “Ведущий мировой университет” стартовал в сентябре 2014 г., когда Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT) определило 37 университетов-участников. Эти университеты в течение 10 лет могут претендовать на дополнительное государственное финансирование для повышения глобальной конкурентоспособности или проведения внутри университетских реформ, направленных на повышение интернационализации (например, на изменение системы управления и организационной структуры, учебных планов, приемной кампании и пр.).

Вузы-участники разделены на две категории:

– категория А присвоена 13 крупным исследовательским университетам. Их основная задача – повышение глобальной конкурентоспособности и вхождение в первую сотню международных университетских рейтингов.

– категория Б включает в себя остальные 24 университета-участника. Их главная цель – повышение уровня интернационализации японского высшего образования.

В отличие от других инициатив академического превосходства, проект «Ведущий мировой университет» привязывает финансирование не к результатам научной деятельности, а к повышению глобальной международной конкурентоспособности университета через усиление интернационализации, реформирование системы управления, переориентацию кадровой политики в соответствии с принципами глобальной конкуренции.

Уже сам статус участника проекта служит преимуществом для университета в вопросе привлечения японских и иностранных абитуриентов и партнеров, т.к. он включен правительством в небольшую группу вузов, соответствующих лучшим международным образцам.

Наряду с преимуществами, авторы статьи анализируют и определенные недостатки или риски, связанные с проектом. К таковым отнесена возможность перехода к неэффективному микроменеджменту со стороны государства, снижению степени независимости вузов, стандартизации шагов в развитии интернационализации.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте: http://ihe.hse.ru/data/2015/07/14/1085710748/WHE_08_view.pdf#page=35